Как вы реагируете в случаях, когда ваш ребенок чем-то расстроен и испытывает фрустрацию? Чувствуете ли вы те же самые чувства?
Представьте ситуацию: у ребенка не получается решить домашнее задание по математике. Вы 20 минут объясняете ему, как решить задачу, а он все равно говорит: «У меня ничего не получается». Расстроитесь ли вы в таком случае?
Новые исследования американских психологов объясняют, как эмоциональное состояние родителей влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Группа ученых из Калифорнийского университета (США) провела эксперимент, в котором приняли участие дети школьного возраста и их родители. Суть эксперимента заключалась в том, что дети сталкивались со сложной задачей. Исследователи установили, что родители, сохраняющие спокойствие в таких ситуациях, могут помочь ребенку совладать со своими отрицательными эмоциями.
Для измерения эмоционального состояния детей был использован метод электрокардиографии. Это позволило установить, что дети неосознанно ощущают эмоциональное состояние родителей. В результате эмоции родителей передаются детям.
В ходе эксперимента каждый ребенок вместе с родителями входил в комнату, где ему предлагалось решить сложную головоломку. Родители могли наблюдать за процессом, но не помогать ребенку. Во второй части эксперимента участникам давали пять дополнительных минут на решение головоломки, но теперь родители могли помогать ребенку.
Данные электрокардиограммы показали, что эмоциональное состояние родителей влияло на эмоциональное состояние ребенка. Однако такая взаимосвязь не работала в обратную сторону: эмоции ребенка не влияли на эмоции родителей.
Данное исследование заставляет по-новому посмотреть на особенности проявления эмоций у детей и родителей. Описанную выше взаимосвязь между эмоциями родителей и детей называют также эмоциональной сонастройкой или взаимной регуляцией. На втором этапе эксперимента она помогала ребенку преодолевать отрицательные эмоции и успокаиваться.
С самого рождения ребенка на его способность к саморегуляции влияет то, как родители реагируют в моменты, когда он расстроен. Если ребенок плачет, а родители говорят ему: «перестань плакать», «не обращай внимания» или «смирись», вероятно, он все так же будет испытывать отрицательные эмоции. Если вы будете на него кричать или заставите его пойти в свою комнату и успокоиться, это не научит его контролировать свои эмоции. Скорее, эмоциональные реакции ребенка в стрессовых ситуациях будут повторяться и даже усиливаться.
Если родители берут ребенка на руки, когда он плачет, он успокаивается. Объятия родителей и проявление сочувствия со стороны родителей помогают ребенку в этом. Старших детей можно научить выражать свои чувства с помощью слов. Если же родители игнорируют эмоции ребенка или наказывают его, когда он расстраивается, его реакция на стрессовые ситуации будет только усиливаться и учащаться.
Когда ребенок расстроен или плачет, прежде всего, вам нужно сохранять спокойствие. Сделайте несколько глубоких вдохов – это должно помочь. Когда вы спокойны, вы можете помочь вашему ребенку: он неосознанно перенимает ваше эмоциональное состояние и успокаивается сам. Он чувствует себя в безопасности.
Когда ребенок станет старше, вы можете научить его известным вам способам успокаиваться: дыхательным практикам, позитивному мышлению и словесному выражению своих эмоций.
Иногда родителям кажется, что ребенок предпочитает плакать, кричать и топать ногами, а не объяснять, что случилось. Вероятнее всего, у ребенка еще недостаточно развит словарный запас, чтобы выразить свои чувства словами. Такие случаи – прекрасный повод научить ребенка подходящим способам выражения эмоций. Когда ребенок сможет рассказать, что он чувствует и что вызвало такие чувства, вы сможете научить его решать проблемы и спокойно принимать определенные ситуации, даже если они не нравятся ребенку. Чем больше времени вы уделите тому, чтобы развить у него эти навыки, тем реже у него будут случаться вспышки негативных эмоций.