Каждый ребёнок обладает уникальными способностями и талантами, и чтобы помочь ему раскрыть свой потенциал, важно вовремя заметить их и поддержать.
Задатки и способности. Задатки – это предрасположенность человека к какому-либо виду деятельности – то, что заложено генетически. К задаткам можно отнести особенности строения тела, мозга, нервной системы, которые дадут возможность освоить те или иные виды деятельности. Например, абсолютный слух, быстрота реакции. Мы даже не подозреваем о том, сколько задатков получили в наследство от родителей. Однако задатки – еще не способности, они становятся ими только в результате практической деятельности.
Способности – индивидуальные особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься какой-либо деятельностью. В основе способностей лежат задатки. Человек начинает заниматься разными видами деятельности, трудится, оттачивает свое мастерство и вскоре становится ясно, есть ли у него к этому способности. Способности развиваются у человека всю жизнь.
Способности – шаг к одаренности. Однако способных людей много, а одаренных – единицы.
Одаренность – это высокий уровень развития способностей. Одаренному ребенку интересен определенный вид деятельности, он активно им занимается и при этом результат его труда гораздо выше и лучше, чем у других детей.
В развитии одаренности ключевую роль играет среда. Моцарт никогда не стал бы сочинять музыку в 4 года, если бы дома не было клавесина, и он не слышал бы музыки. Именно поэтому нужно создавать благоприятные условия для развития способностей ребенка. Только в этом случае можно «вычислить» и развить детскую одаренность.
Дети могут бросать свои увлечения, относиться к ним негативно. То, что казалось очень интересным, может принести разочарования и потерю интереса. Особенно обидно, если в эту область были сделаны крупные вложения: куплен музыкальный инструмент или полное обмундирование.
Талант – высшая степень одаренности. Для появления таланта нужен комплекс способностей, помноженный на высокий интерес и активность. О таланте судят по наличию выдающегося результата. Нельзя сказать, что человек талантлив, но не хочет ничего делать. Степень таланта доказывается активностью.
Талантливый ребенок получает такой же продукт своего труда, как и другие дети, но быстрее и легче. А затем задачи для него можно усложнить и тогда можно заметить уникальные результаты.
Гениальность – высшая степень проявления таланта, уникальный случай. Он имеет особое значение для общества, потому что продукты труда гениев ценны не только для своего поколения. Гениальность проявляется в одной сфере (Д. И. Менделеев, А. С. Пушкин, А. В. Суворов и др.) или сразу во многих (М. В. Ломоносов, Леонардо да Винчи).
Гениальность – характеристика взрослых людей.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки