Каждый родитель желает своему ребенку успеха в жизни, и, по мнению ученых, достичь его способен любой человек. Исследователи Джефф Браун и Марк Дж. Фенск утверждают, что, вопреки распространенному мнению, людям не просто везет родиться в благоприятных обстоятельствах, которые и создают из них победителей; человек сам способен обучить свой мозг думать, как победитель.
Далее представлены несколько тактических советов из новой книги Брауна и Фенска «Мозг победителя». Ваш ребенок может использовать их, чтобы добиться прекрасных результатов, независимо от того, чем является для него понятие успеха.
1. Быть гибким. Покажите ребенку, что насколько легко хандрить при неудаче, столь же легко анализировать, что получилось, а что нет, и думать, над чем поработать, чтобы в следующий раз сделать это лучше. «Мозг победителя восстанавливается после жизненных проблем путем преодоления недоработок, осечек и сбоев, независимо, являются ли они результатом собственных усилий или вызваны обстоятельствами, которые неподконтрольны человеку. Победители пересматривают свои неудачи таким образом, чтобы они служили им на пользу и признают, что когда все идет вопреки намеченному плану, вовсе не значит, что дело проиграно, ведь и в самом деле неудача — это зачастую новая скрытая возможность».
2. Сфокусироваться. Браун и Фенск уподобляют идею более узкой фокусировки скаковой лошади, которая носит шоры для того, чтобы отгородиться от отвлекающих факторов на своем пути. Ваш ребенок может попробовать на время отвлечь себя от работы с помощью простого медитативного упражнения: закрыть свое школьное задание и обратить внимание (сфокусироваться) на мелочах, которые его окружают: звуках, предметах, запахах. Когда он возвратится к своему заданию, он будет в состоянии значительно расширить подход к тому, что делает.
3. Задействовать свой «радар возможностей». «Радар возможностей» – это способность превратить во вдохновение все то, что большинство людей будет воспринимать как неудачу, неудобство или незначительный нюанс. «Образно говоря, победители все время сканируют вспышки на экране своего радара, и когда вспышка выглядит интересной, они начинают ее изучать более прицельно», — говорят исследователи.
При этом Браун и Фенск ссылаются на Жоржа де Местраля, швейцарского инженера, который изобрел прообраз современной застежки «Velcro» («липучки»). Однажды после прогулки со своей любимой собакой, ему пришлось с большим трудом удалить несколько горных репейников из ее шерсти. С интересом разглядывая под микроскопом, каким образом растение цепляется за одежду и шерсть, он взял этот принцип «приставучего» репейника за основу своего изобретения. Жорж де Местраль – чудесный пример человека, который использовал свой тонко настроенный «радар возможностей».
«Люди с исключительным «радаром» признают, что возможности не всегда приходят к нам в подарочной упаковке с эффектно завязанной ленточкой; чаще всего они приходят, завернутые в проблему или идею, которую все остальные просто не заметили». Поощряйте вашего ребенка развивать свой «радар», охватывая различные аспекты его предпринятой попытки, которая ведь действительно сработала; останавливайтесь подробно на этих аспектах, чтобы не признать себя побежденным при первом же (кажущемся) признаке поражения.
4. Заботиться о мозге. «Часто оптимальное функционирование мозга не данность природы, а результат тщательной заботы о нем. Это как лелеять то, что дала вам природа. Оказывается то, что хорошо для тела, как правило, хорошо и для мозга (который в конечном итоге тоже является частью тела). Исследователи определили четыре привычки в заботе о здоровье мозга: физическая активность, богатый и значимый опыт (работы мозга), питание здоровой пищей для мозга и достаточное количество полноценного сна.
Для детей школьного возраста большинство педиатров рекомендуют от часа и больше физической активности и в пределах 10-14 часов сна в день. Богатый и значимый опыт может быть получен посредством различных факультативов или хобби. Продукты, богатые Омега-3- и Омега-6-полиненасыщенными жирными кислотами, содержащиеся в жирных сортах рыбы и маслах, а также антиоксиданты, содержащиеся во фруктах и овощах, по мнению Брауна и Фенкса, являются наилучшей пищей для мозга.
5. Часто перезагружаться. Если вы окажетесь в состоянии внезапного провала в том, что у вас обычно хорошо получается, попробуйте перезагрузиться. Возьмите несколько уроков, прочитайте книгу, ориентированную на новичков, или потренируйтесь в некоторых базовых упражнениях. Ведущие спортсмены часто поступают именно так, но это можно отнести и к любому другому навыку или заданию, где вы пробуксовываете. Для вашего ребенка это может означать начать все с чистого листа и вернуться к истокам. Если, например, он сражается с трудностями по математике, предложите ему начать новый раунд с выполнения простых примеров на сложение и вычитание и в дальнейшем постепенно работать над тем, чтобы наверстать прежнюю скорость.