Многие родители и даже некоторые дети с радостью воспринимают начало нового учебного года. Если ребенок легко может встать в 6 часов утра, если ему нравится учить уроки, он, вероятно, ждет начала нового учебного года с нетерпением. Он ждет встречи с одноклассниками и уроков, на которых сможет узнать что-то новое.
Однако не все дети любят ходить в школу. У тех детей, которые не любят учиться и рано вставать, начало учебного года вызывает сильный стресс и отрицательные эмоции – тревогу, разочарование и страх.
Чтобы справиться с такими отрицательными эмоциями, нужно прежде всего выяснить, что именно их вызвало. К сожалению, люди плохо понимают истинные причины своих чувств. Если ребенку не нравится ходить в школу, он говорит: «Меня там ничему не учат», «Учитель меня не любит» и т. д. С помощью таких фраз он ограждает себя от отрицательных чувств по поводу того, что может произойти в школе.
Родители могут предпринять меры, чтобы учебный год не превратился в бесконечное противостояние с ребенком. В частности, вы можете использовать пять конкретных шагов.
1. Установите особый распорядок в конце лета
Детям особенно нравится то, что летом никуда не нужно спешить. Будильник выключен, об уроках можно не вспоминать до конца каникул. Такое расслабленное состояние будет только мешать ребенку во время учебного года.
Чтобы успевать в школе, ребенку необходима дисциплина и четкий распорядок. Исследования психологов показывают, что дети, которые заранее готовятся к школьному распорядку, чаще испытывают положительные эмоции по поводу школы, а их успеваемость выше, чем у их сверстников.
Вы можете прививать ребенку навыки планирования своего времени и во время каникул. Для этого вы можете предложить ему составлять списки дел на день. Это сформирует у ребенка дисциплину, что будет для него очень полезно в течение учебного года.
2. Установите разумные ожидания
Чаще всего школьники испытывают стресс из-за того, что считают себя неспособными оправдать ожидания родителей и учителей. Когда дети считают, что им не хватает интеллекта для успешности, они перестают прилагать усилия и интересоваться учебой.
Родители должны помогать ребенку учить уроки и поощрять его интерес к учебе. И наоборот, если они ставят ребенку нереалистичные ожидания (например, требуют, чтобы он учился только на «отлично»), это может иметь для него неприятные последствия. Многие школьники ошибочно полагают, что они должны сразу же схватывать весь учебный материал на лету. Если родители объясняют ребенку, что изучение нового материала требует времени и усилий, это ослабит его напряжение. Он должен понимать, что терпеть время от времени неудачи – это нормально. Следует поблагодарить ребенка за смелость, когда он признается в том, что чего-то не знает.
3. Не сравнивайте ребенка со сверстниками
Кроме всего прочего, школьники могут испытывать нежелание возвращаться в школу из-за того, что они чувствуют себя плохо, когда их сравнивают с другими. Сравнения сильно ограничивают поведение ребенка и мешают ему достигать свои собственные цели. Ребенок часто сравнивает себя с более умными и более популярными одноклассниками и от этого чувствует себя хуже. От этого у него появляется социальная тревожность. И наоборот, если такое сравнение оказывается в пользу ребенка, у него может появиться ложное чувство превосходства перед окружающими. Любое сравнение, когда цели и задачи ребенка сводятся к тому, чтобы превзойти другого, может привести к неудаче.
Родители могут помочь ребенку в таких случаях. Нужно сравнивать ребенка не с окружающими, а с ним же в прошлом. Когда ребенок поймет, что он стал лучше, чем раньше, он почувствует гордость за свои достижения. Школа будет ассоциироваться у него с положительными эмоциями, а не с неудачами или разочарованиями.
4. Акцентируйте внимание ребенка на позитивных моментах
Посмотрим правде в глаза: для многих детей возвращение в школу после каникул ассоциируется с тем, что теперь им придется рано вставать, прилагать много усилий для учебы и меньше времени уделять своим любимым занятиям. Тем не менее, школа тоже дает ребенку много преимуществ, которыми он не может воспользоваться летом. В школе ребенок может общаться с друзьями, социализироваться, посещать различные кружки и секции. Не стоит забывать и о том, что в школе ребенок постоянно узнает что-то новое.
Исследования нейробиологов показывают, что развитие новых навыков и способностей дает человеку ощущение, похожее на ощущение от денежного выигрыша или материального вознаграждения. Поэтому родители должны переключить внимание ребенка на преимущества, которые ему дает школа. Если ребенок думает, что учеба в школе приносит пользу, его мотивация к учебе заметно возрастет.