Необычное открытие российских ученых
Специалисты во всем мире бьют тревогу: за последние 40 лет подростков с лишним весом стало в 10 раз больше. Однако исследовать эту проблему достаточно сложно, поскольку большинство научных работ посвящены расстройству пищевого поведения у взрослых. В причинах этой опасной для детей ситуации решили разобраться ученые Уральского федерального университета. Они изучили циркадные ритмы (циклы суточной активности, зависящие от смены времени суток) более 12 тысяч учащихся 6–11-х классов. Специалисты проанализировали связи между циркадными ритмами, питанием и успеваемостью школьников.
«10% обследованных школьников имели избыточную массу тела, тогда как 6,4% имели недостаточную. Еще у 2,2% детей и подростков наблюдались признаки висцерального ожирения, у 20,2% школьников — умеренная и выраженная депрессия, у 5,3% — пищевая зависимость», — рассказала доцент кафедры клинической психологии и психофизиологии УрФУ Ольга Дорогина.
Специалист пояснила, что если из-за увеличения учебной нагрузки ребенок недосыпает или неправильно питается, у него может ухудшиться эмоциональное состояние и снизиться успеваемость.
Как показало исследование, подростки с низкой успеваемостью и депрессией чаще страдают от пищевой зависимости и подвержены ожирению. Из-за переживаний они не следят за питанием, могут совсем не завтракать и поздно ужинать. Однако ограничения еды и голодание не может стать решением проблемы, а только ухудшит состояние. Именно поэтому нужно полностью менять пищевое поведение ребенка и составлять правильный распорядок дня.
Фактором ожирения, по мнению ученых, также выступает и учеба во вторую смену, так как фаза сна у детей сдвигается на более позднее время, меняется время главного приема пищи. Когда ребенок поздно ложится спать, утром у него нет желания завтракать. А вот съесть что-нибудь сладкое и жирное он непременно захочет.
В результате исследования специалисты сформировали комбинированный тест «Школьное питание», состоящий из нескольких разделов.
После анализа полученных данных ученые рекомендовали перестроить образовательный процесс с учетом особенностей режима питания детей разного возраста, а также, по возможности, вообще отказаться от второй смены в школе.