Детям важно не только играть в Суперменов, но и на самом деле становиться героями в своей реальной жизни. Школьные дворы так нуждаются в них. Ведь многие дети сейчас боятся ходить в школу, боятся подвергнуться травле и всевозможным издевательствам (буллингу). Самое ужасное, что их страх оправдан. Во многих государственных, да и порой в частных школах издевательства в ученической среде происходят на ежедневной или еженедельной основе.
Как вырастить героя, а не стороннего наблюдателя?
Как правило, сторонние наблюдатели просто стоят в стороне и смотрят, как другие дети подвергаются издевательствам. Герои же не мирятся с буллингом, они вмешиваются и оказывают помощь. Они спасают мир по одному ребенку.
Зеваки наблюдают за тем, как укореняется зло, но слишком напуганы или равнодушны, чтобы ему противостоять. Сторонние наблюдатели – это то молчаливое большинство, которое делает подлость так или иначе приемлемым, даже обычным явлением.
В отличие от них, у героев присутствуют два ключевых качества. Во-первых, они живут согласно своим ценностями и убеждениями. Они защищают Правду с большой буквы. Во-вторых, они способны рисковать, чтобы отстаивать свои принципы и ценности.
Большинство детей и, вероятно, большинство их родителей опасаются последствий отпора хулигану. Что, если обидчик обратит свой гнев на нашего ребенка? Ведь героический поступок может означать, что вашему сыну или дочери будет нанесен социальный, эмоциональный и физический вред.
И все равно важно учить детей принимать на себя возможные риски и не быть сторонними наблюдателями. Вот несколько советов о том, как воспитывать героев:
Поощряйте героическое воображение детей. Для того чтобы действовать героически, нам нужно учиться думать, как герои, и начинать нужно с детства. Родителям важно вдохновить детей задуматься о том, как герои мыслят и видят мир. В первую очередь, у героев есть твердое убеждение о том, что является неправильным. Они умеют считывать сигналы и у знавать о том, кто-то попал в беду. Владея такими навыками, дети могут научиться предотвращать опасность еще до ее возникновения. Например, эмоционально грамотный ребенок способен предвидеть ситуацию, в которой его уязвимый одноклассник вот-вот может подвергнуться буллингу, и предотвратить инцидент, а не пытаться заступиться, когда издевательство уже происходит.
Учите детей тому, что они вправе разрешать конфликты. Конфликты не так уж страшны, если у нас есть навыки для их разрешения. Для того чтобы действовать героически, дети должны быть достаточно уверенными в своих навыках межличностного общения и в том, что они способны и вправе отстаивать свои убеждения. Обучение способам позитивного разрешения конфликтов, целеустремленности, упорству и мышлению роста поможет добиться нужной уверенности.
На собственном примере демонстрируйте детям заботу и эмпатию по отношению к другим людям, одновременно не придавая большого значения своим достижениям. Люди, которые спасали других людей во время войны или бедствий, не задумывались о том, как высоко будут оценены их поступки и насколько масштабным будет одобрение других людей. У них была мощная способность к искренним взаимоотношениям, они обладали сильным чувством привязанности к другим людям и ответственностью за благополучие окружающих. Такое выраженное чувство ответственности за участь других людей, как правило, прививается с детства, когда родители проявляют терпимость, заботу и эмпатию по отношению как к своим детям, так и к людям, которые отличаются от них социально, физически или каким-то другим образом.
Выражайте уверенность в том, что в сложной ситуации дети поведут себя героически. Исследования показывают, что дети чаще вмешиваются в ситуации, в которых одноклассники подвергаются издевательствам, если они считают, что их родители и друзья верят в то, что они будут принимать сторону обиженных и защищать их.