В настоящее время стремительно растет число агрессивных детей. Драчуны и задиры повсеместно встречаются в детских коллективах, особенно часто вспышки агрессии проявляются в начальной школе.
Агрессия и агрессивность — понятия разные. Агрессия – разовое проявление. Мало кто может сказать про себя, что никогда в жизни не проявлял агрессии. Разовые вспышки могут быть у каждого: громкий скандал, сломанный карандаш, брошенная от злости вещь – негативные эмоции проецируются на людей или предметы.
Агрессивность – это психологическая особенность человека, привычное поведение. Основной отличительной чертой агрессивного человека является неспособность контролировать себя и причинение вреда окружающим. Агрессивный человек конфликтует с окружающими, мстит, злится, разрушает отношения и предметы, может нанести физический вред другим людям или животным.
Агрессивный ребенок ругается и спорит, завидует, обзывается, выходит из себя в каждой некомфортной для него ситуации, дерется, задирается, разрушает чужие постройки, портит вещи, мешает сверстникам. Он очень чувствителен к словам и поступкам. Если подобные проявления у ребенка наблюдаются хотя бы раз в месяц, то следует признать его агрессивность.
Корни детской агрессии
Агрессия не появляется сама по себе, у нее есть причины — внешние факторы, помноженные на особенности детской психики.
Психологи выделяют несколько внутренних качеств, способных спровоцировать детскую агрессию:
— импульсивность, неспособность контролировать свое поведение;
— высокая эмоциональная чувствительность;
— тревожность: ребенок не доверяет окружающим, боится и воспринимает их действия как враждебные;
— низкая самооценка: желание скрыть свою несостоятельность.
Среди внешних признаков, воздействующих на психику, следует выделить:
— агрессивное поведение окружающих (родители, старшие братья и сестры, педагоги);
— постоянный стресс или чувство опасности (неблагополучные семьи, постоянные наказания, агрессивное отношение сверстников, опасные виды спорта);
— дефекты воспитания: частые запреты, подавление желаний, авторитарные отношения;
— отсутствие друзей;
— желание доминировать над сверстниками, показать свою силу;
— недостаток внимания, желание привлечь его к себе;
— вседозволенность.
Агрессивность детей возникает из-за недоверия к окружающему миру, беззащитности и желания защитить себя самому.
Агрессивный ребенок пытается наказать мир за свои неудачи и обиды:
— не получился рисунок: виноват карандаш – сломать его;
— у других лучше постройка – сломать ее;
— не берут в игру – помешать;
— сверстник не поделился чем-то или сделал что-то лучше – оскорбить или ударить.
Вот такой алгоритм действий. Правда, сформировался он не сразу, а после целого ряда накопленных обид, запретов, унижений, невнимания.