Колонка Алины Фаркаш
То, что казалось нам невозможным, сложным и стыдным, стало для наших детей нормой. И все благодаря той работе, которую мы проделываем над собой каждый день
Я в этот момент продолжаю поднимать гантели и стараюсь не взорваться от когнитивного диссонанса.
Дело в том, что я всегда была самой неспортивной, самой медленной и самой слабой девочкой, девушкой и женщиной абсолютно везде. О моей выдающейся слабости и неловкости складывали легенды в семье, учителя физкультуры умоляли меня больше никогда не приходить на их уроки и без справки выписывали освобождение на целый год. На том, что я практически инвалид и точно не могу делать того, что умеют другие дети, строились родительские стратегии воспитания и мое внутреннее самоощущение.
— Ты не слабая, — говорит мне тренер, — У тебя просто слабые мышцы спины и живота, тебе придется над ними работать больше, чем остальным, вот и все… Зато смотри, как быстро у тебя появляется рельеф на ногах и бедрах!
Мне всегда интересно было наблюдать за тем, как люди легко берут то, что им кажется им «положено», и как даже не пытаются потянуться за тем, что «не для них».
Моя подруга недавно переехала в Израиль. «Я прикинула, кем может работать филолог со специализацией в русском языке, — сказала она, — И поняла, что единственный разумный выход — написать еще одну диссертацию. Надо было просто найти место с хорошей стипендией…» Теперь она работает в университете, который помимо стипендии дает ей квартиру и детский сад для ее дочки.
Почему ей это решение (которое не пришло в голову ни мне, ни большинству известных мне гуманитариев) показалось ей наиболее очевидным и логичным? Просто она выросла в профессорской семье: у ее мамы и папы, бабушек и дедушек, а также братьев — написаны не только диссертации, но и докторские.
Мы задаем детям стандарты и нормы. Ребенок может хотеть айфон не потому, что он избалованный выпендрежник, а потому что у всех его знакомых — айфоны. Для него это не роскошь и не баловство, а самая обычная естественная вещь. Норма, нулевая точка. Спорт, языки, путешествия, образование и работа — мы показываем детям эту самую норму и дальше они будут жить, оценивая все именно по ней.
Когда мы делаем что-то для себя, мы не только улучшаем свою жизнь, мы переводим и своих детей на новый уровень. Я помню, как трудно было моей маме впервые пригласить домой помощницу по хозяйству: перед ее приходом была сделана настоящая генеральная уборка, чтобы она не подумала, будто мы какие-то грязнули. Мне это далось уже намного проще: точнее, я вообще уже не видела в этом никакой проблемы и ничего в своей голове не преодолевала.
Примерно так же мой сын обращается с психологами: я прошла долгий путь для того, чтобы решиться, чтобы найти своего, чтобы понять, чем и как он мне может помочь. Мой подросток спокойно говорит о том, что он чувствует необходимость походить к специалисту. Как на чистку зубов, безо всякой рефлексии о том, что это что-то странное или особенное.
Когда я поднимаю гантели, я делаю это не только для себя, я делаю это для них. Чтобы то, что мне невыносимо тяжело — стало для них простым делом. Моя восьмилетняя дочка стоит перед зеркалом, выпятив живот.
— Я толстая! — говорит она.
— Ты красивая, — отвечаю я, — А если ты когда-нибудь захочешь что-нибудь в себе изменить, ты просто пойдешь в зал. Как я.