Содержание:
Подросток издевается над животными. Почему это происходит и что с этим делать?
Отношение к животным — сфера жестких контрастов. Котики и собачки дают нам бесконечные поводы для проявления заботы и нежности, общение с животными снижает стресс, учит эмпатии и привязанности, способствует социализации. Любимцам заводят аккаунты в соцсетях, им покупают модную одежду и отмечают их дни рождения. Котики, наконец, любимые герои мемов.
В то же время, в медиапространстве еженедельно появляются новости о жестоком обращении с животными и издевательствах над ними, которые нередко приводят к их гибели. Собак сбрасывают с высоток, котят убивают.
Редактор Chips Journal, магистр психологии Юля Орлова разбирается, кто и почему истязает животных.
В конце текста — рекомендации клинического психолога для родителей, которые заметили, что их подросток жесток с животными.
Мальчики чаще, чем девочки
Чаще всего в насилии по отношению к животным уличают подростков 14–17 лет — это около 40 процентов случаев. То, что пик проявления жестокости приходится именно на этот возраст, подтверждают разные исследования.
Никогда не проявляли к животным жестокость более половины, 54 процента детей. Это показало исследование на школьниках из Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга. Примерно такое же распределение видим среди детей в Великобритании, а вот в Австралии никогда не проявляли жестокости к животным 75 процентов детей.
Мальчики чуть более жестоки, чем девочки (46 процентов никогда не были жестоки с животными — против 51 процента). И здесь российские результаты схожи с английскими. С возрастом число тех, кто плохо обращается с животными, снижается (у студентов 17–23 лет такое поведение менее распространено).
Почему они это делают
Жестокость по отношению к животным — одна из форм проявления агрессии. В современной психологии принята биопсихосоциальная модель объяснения явлений, исходя из которой на поведение и состояние человека влияют биологические, психологические и социальные факторы в комплексе.
Вот основные факторы, определяющие жестокое поведение ребенка.
Биология. Речь идет об особенностях нервной системы, проявляющихся в расстройствах личности.
Психология. Низкий уровень эмпатии, низкая самооценка, неудовлетворенность базовых потребностей, установки на девиантное поведение, дефекты характера могут быть связаны с жестоким поведением.
Социальные факторы, прежде всего неблагополучие в семье: отсутствие сплоченности, эмоциональной близости между родителями и детьми, повышенный уровень конфликтности, плохие отношения между сиблингами, жестокость и агрессия в отношениях между родителями, гипер- или гипоопека. Домашнее насилие и жестокое обращение с животными часто сосуществуют.
Агрессивное поведение с элементами жестокости, которое транслируется в семье, воспринимается ребенком как норма и формирует его отношение к окружающим людям не только в детском возрасте, но и закрепляется во взрослой жизни. Одно из объяснений этого содержится в теории социального научения, предложенной канадским психологом Альбертом Бандурой в 1969 году. Ученый утверждал, что ребенок учится новому поведению, имитируя модель — то, что видит у себя перед глазами.
В 1961 году Бандура с коллегами провел «эксперимент с куклой Бобо».
В эксперименте участвовали 72 ребенка: половина мальчиков, половина девочек в возрасте от трех до пяти лет семи месяцев.
Их разделили на две группы и развели по разным комнатам с игрушками. Одна из групп видела, как взрослый участник эксперимента сначала играл с конструктором, а затем начинал ругать и бить большую резиновую куклу Бобо. В другой комнате взрослый спокойно играл с конструктором, на куклу Бобо внимания не обращал.
После этого детей отводили в другую комнату и провоцировали у них чувства раздражения и злости — не позволяли брать игрушки.
На третьем этапе каждая из групп снова оказывалась в комнатах с куклой Бобо. Те дети, которые видели, как взрослый бьет куклу, были склонны повторять эти агрессивные действия. Те, которые не видели, относились к кукле спокойно.
Ученые установили, что дети, ставшие свидетелями агрессивного поведения взрослых, склонны повторять его.
Еще один важный социальный фактор — влияние СМИ и интернета. Широко доступные видео со сценами насилия над животными и детьми, сексуализированным насилием, избиениями, драками могут травмировать психику.
Травят одноклассников и издеваются над животными одни и те же?
Ученые говорят о цикле насилия, в котором оказывается человек. Логично было бы предположить, что те подростки, которые проявляют жестокость по отношению к животным, ведут себя агрессивно и в среде сверстников. Взаимосвязь действительно есть, но она неочевидная.
У детей, которые проявляют физическую агрессию в школе, вероятность совершить насилие над животными в два раза выше, чем у их сверстников, не участвующих в школьном насилии.
Кроме того, если ребенок был свидетелем насилия над животными, велик шанс, что он сам повторит такое же поведение или станет участником буллинга в школе.
Российские ученые выделили три роли в ситуации буллинга — жертва, свидетель и обидчик. Выяснилось, что замешанными в издевательствах над животными чаще оказываются не обидчики, как можно было предположить, а жертвы.
«Нередко мотивацией жестокости по отношению к животным служит перенос агрессии с другого человека на животное, — пишет Ирина Волкова, главный аналитик Российской академии образования. — Такая агрессия может появиться в том числе и в результате давления со стороны сверстников. При таком сценарии жертвы буллинга чаще проявляют жестокость по отношению к животным».
Исследовательница считает, что объяснить это можно различием в мотивации буллинга и жестокости по отношению к животным. Основной мотив буллинга, как социальной агрессии, — это доминирование и повышение своего влияния в группе сверстников, власти, контроля над группой. А вот мотивы жестокого обращения с животными редко бывают связаны с желанием повысить социальное влияние. Обычно это «гнев, удовольствие, страх, неприязнь к животному, месть животному или хозяину, имитация и сексуальное удовлетворение».
С другой стороны, и роль жертвы в ситуации буллинга, и жестокость по отношению к животным могут быть следствием травмы ребенка. Например, если он подвергается насилию в семье или становится его свидетелем, он может стать менее уверенными в себе и подвергнуться травле в школе. В то же время через жестокое обращение с животным ребенок, вероятно, пытается справиться с травмой: животное играет роль самого ребенка в ситуации насилия.
Мой ребенок бьет кота. Он вырастет преступником?
Исследователи изучали связи жестокого обращения с животными в детстве/подростковом возрасте и совершения преступлений в дальнейшем.
Оказалось, около половины преступников издевались над животными, когда были маленькими. Если случаи насилия повторяются, вероятность, что в будущем человек окажется замешан в преступлении или окажется в тюрьме, увеличивается.
Существует гипотеза градации (the graduation hypothesis). Она предполагает, что жестокость по отношению к животным предваряет будущее агрессивное поведение с людьми и может быть своеобразной репетицией межличностного насилия.
В соответствии с другой гипотезой — гипотезой генерализации девиации (the deviance generalization hypothesis), жестокое обращение с животными сочетается с другими антиобщественными проявлениями, но необязательно приводит к межличностному насилию.
Важно обратить внимание на то, что это только гипотезы. Если ребенок бьет кота, не факт, что во взрослом возрасте он будет бить партнера или убивать людей, но обратить внимание на его поведение все же стоит.
Вы заметили, что ваш подросток грубо обращается с животными. Что делать?
Советует клинический психолог, магистр психологии Алена Смолянская.
1. Попробуйте разобраться в причинах. Вероятно, это связано с гормональным всплеском, неудачей в общении. А может быть, ребенок так протестует против родителей или сигнализирует, что ему не хватает любви и принятия?
2. Обучите подростка распознавать свои эмоции и чувства, признавать их, определять, почему они возникли. Здесь важна работа родителей, близких, учителей. Можно обратиться к помощи психолога.
3. Расскажите, что эмоции можно выражать безопасно, не причиняя вред живым существам: например, бить подушку, комкать и рвать бумагу, свернуть из бумаги трубочку и кричать в нее, потанцевать, попрыгать, потопать ногами. Другие доступные способы «выброса» эмоций — спорт (например, бокс), двигательная активность. Подходит и творческая деятельность. Правда, это не заменит работу по обучению ребенка распознаванию и экологичному выражению своих чувств. Это лишь позволит не аккумулировать негативные чувства в себе, осуществить «разрядку» или расслабиться.
4. Обратите внимание на то, что интересно ребенку, проявите заинтересованность в его увлечениях. Уделите время для совместного времяпрепровождения.
5. Если жестокость по отношению к животным приобретает изощренные формы, задумайтесь о консультации с психиатром.