Подростки довольно часто становятся объектом критики взрослых. Так, в последнее время их все чаще упрекают в отсутствии интереса к чтению: «только и могут, что за компьютером сидеть, а книги им совсем не интересны». Доля правды в этих словах есть. Сейчас идет процесс изменения читательских привычек, поэтому сравнивать детей с предыдущими поколениями не совсем правильно. Подростки предпочитают фантастику и детективы, и согласно данным социологических исследований, не любят читать классические произведения.
Коренные изменения читательских предпочтений
Современное общество кардинально отличается от мира юности родителей сегодняшних школьников. Всего 20 лет назад не было того многообразия гаджетов, без которых подростки уже не мыслят свою жизнь. Они большую часть времени проводят не в реальном мире, а в виртуальном, меньше общаются вживую, почти не имеют реальных друзей, позже взрослеют, влюбляются и «находят» себя.
Меняется восприятие печатного текста — оно становится «клиповым», то есть поверхностным. Возрастающий темп жизни требует умения быстро переключаться, не заостряя ни на чем внимания, поэтому современная молодежь не читает, а выхватывает «куски» из текста, на основе которых и составляет общее впечатление. Детям все труднее концентрироваться на объемном тексте, даже длинные посты в соцсетях они не читают, поэтому растет интерес к комиксам и графическим романам.
Довольно часто современную молодежь обвиняют в излишнем инфантилизме, несамостоятельности и нежелании брать на себя ответственность. Это тоже отчасти правда, а образ жизни не может не сказаться на читательских предпочтениях.
В 21 веке подростки выбирают для чтения ту литературу, в которой они могут найти полезную для себя информацию, поэтому классика, к сожалению, довольно редко входит в круг их чтения. Формирование новых читательских предпочтений современных подростков – это их ответ на изменение образа жизни, мировоззрения и ценностей. Через чтение они стремятся обрести новые знания и практические навыки, а также максимально подготовить себя к самостоятельной взрослой жизни.
Читайте также
Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность?
Интерактивное чтение: как подружить ребенка с книгой
Что читают и почему?
В ходе исследования, в рамках которого можно было дать несколько вариантов ответов, социологами Института прогрессивного образования было установлено, что помимо произведений школьной программы современные подростки читают книги в жанре нон-фикшн, к которому относится разного рода прикладная литература — всевозможные энциклопедии, книги по психологии, финансовой грамоте, философии, личностному росту, кулинарии и др. Подобного рода литературу выбирает более 85% школьников.
Интересно, что из всего многообразия литературы жанра нон-фикшн самой востребованной темой стала психология: ее предпочли 78,9% подростков, принимавших участие в опросе. Меньшей популярностью пользуются книги по саморазвитию и личностному росту — их читает 68% молодежи, разного рода бизнес-литература — ей отдают предпочтение 39,4% подростков, и литература по сексуальному просвещению — 38,2% читателей. Далее в порядке убывания популярности расположись книги о ЗОЖ и правильном питании: они вызывают интерес у 37% детей, литература по финансовой грамотности — у 29,8%, книги по социологии — у 29,5%. Экономикой интересуются 22,4% ребят, и юриспруденцией и правом — 22,7%.
Менее востребованными среди школьников стали мемуары и истории о жизни известных людей (29,8%), книги исторического жанра (19,9%), а также литература, относящаяся к тематике феминизма и маскулизма (18%).
Такие результаты исследования директор Института прогрессивного образования Анна Маркс объясняет тем, что современные подростки ориентированы, прежде всего, на саморазвитие и на получение практической пользы от прочитанных книг. Немаловажно, что школьники уделяют чтению внеучебной литературы достаточно большое количество времени — до 2,5 часов в неделю.
Гендерные различия в чтении
Социологи отметили еще одну интересную тенденцию: читательские предпочтения детей и подростков зависят от пола. Так, нынешние юноши чаще выбирают литературу о бизнесе и книги научно-популярного характера. В то же время девушки предпочитают читать книги по психологии, феминизму и личностному развитию. Девочкам еще нравятся романы, в которых есть любовь и главная героиня — взрослеющая девушка.
Как быть на одной волне с подростками?
Сближению способствуют общие цели (интересы) и жизненные ценности, поэтому стоит выяснить предпочтения своего чада и хотя бы изредка читать то, что читает он. Обсуждая прочитанное, можно узнать, чем живет подросток, а также заставить его задуматься о чем-либо. Подростки, предпочитающие жанр нон-фикшн, стремятся стать лучше – это особенность возраста и в то же время очень удобный момент, чтобы не только увлечь их чтением, но и поддержать и направить.
Не старайтесь ориентироваться на списки литературы для внеклассного чтения из своего детства. Чтобы сократить разрыв между поколениями, нужно читать и обсуждать дома и в школе новые литературные произведения.
Родителям в помощь
Именно родители способны привить детям любовь к чтению. Заметьте, в основном читают те парни и девочки, у кого дома много книг, и кто видит читающих родителей.
Как можно дольше читайте с детьми вдвоем, не принуждая их к чтению, пока потребность читать не превратится для них в занятие «для души». Обратите внимание на книгу французского педагога Даниэля Пеннака «Как роман» — она о том, как полюбить чтение. Автор научил своих учеников любви к чтению, применяя описанные в книге методы.
При желании каждый родитель может найти способы увлечь чтением подростка, чтобы показать ему этот удивительный мир.