Содержание:
Отгремел первый детский праздник малыша. Сколько радости, тепла он принес, а какие воспоминания подарил! На носу уже подготовка к следующему празднику, да вот незадача, педиатр в поликлинике задал вопрос про активную речь и словарный запас ребенка, а сказать то особо и нечего… Так-так, у двоюродного брата теща вроде бы воспитателем в детском саду работала, нет не то. А, кума подруги соседки медсестра в неврологическом отделении детской больницы. И это не то…
Конечно не то! Потому что проблемами развития сторон речи и звукопроизношения занимаются узкие специалисты — логопеды. Их учат этому от 4 до 6 лет.
Что же такое речь, казалось бы говори и все! Ан нет! Потому что речь – это средство общения людей и форма человеческого общения.
Благодаря речевому аппарату у человека возникает речь и происходит формирование звуков. Этот орган представляет собой совокупность органов, которые действуют согласовано, благодаря чему образовывается голос, регуляция его и формируются осмысленные выражения. ЦНС, артикуляционный аппарат, органы дыхания: носовая полость, полость рта, гортань, бронхи, легкие – это все элементы речевого аппарата, которые включаются в работу по созданию звуков.
Вернемся к детям!
Для того, чтобы понять есть ли отставание в речевом развитии Вашего ребенка или его нет, нужно разобраться, что же такое развитие речи.
Скажем сразу, что это комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих.
Структура речи
К ней относятся: фонемы (звук или группа различных звуков), морфемы (наименьшая единица языка, имеющая некоторое значение (лексическое или грамматическое), лексемы (это единица лексического значения, лежащая в основе набора слов, связанных флексией), грамматика (наука, изучающая грамматический строй языка).
Виды речи
Их четыре:
1. По отношению к поведению: внешняя и внутренняя речь.
2. По области использования: устная и письменная речь.
3. По количеству участников: диалогическая и монологическая.
4. По типу адресации: эгоцентрическая и социальная речь.
Функции речи
Их шесть:
1. Коммуникативная функция.
2. Интеллектуальная функция.
3. Экспрессивная функция.
4. Регулятивная функция.
5. Функция воздействия.
6. Функция обозначения.
Свойства речи
Их пять:
1. Содержательность речи.
2. Понятность речи.
3. Выразительность речи.
4. Действенность речи.
Многие родители допускают ошибки при попытке сформировать речевое развитие. Они полагают, что если сделать акцент на каком-нибудь одном компоненте речи, другие речевые компоненты обязательно подтянутся. Развивать речь нужно таким образом, чтобы все ее стороны были вовлечены в процесс.
Давайте с Вами рассмотрим этапы формирования речи у детей.
Каждый возрастной период характеризуется теми или иными особенностями речевого развития.
Доречевой этап
Этап неречевых звуковых выражений начинается примерно в первые 6 месяцев жизни ребенка. На этом этапе ребенок выражает свои нужды, эмоции и желания звуками, такими как вздохи, стоны, плач и голоса. Эти звуки могут обозначать голод, жажду, боль или дискомфорт, или же выражать радость или удовлетворение. Ребенок начинает использовать эти звуки для взаимодействия с окружающими и выражения своих потребностей. Он может слушать песни пытаться говорить первые слова.
Доречевой этап включает в себя следующие стадии:
Стадия гуления
Обычно она появляется в возрасте 1,5 месяца и длится до двух лет. Ребенок начинает говорить первые звуки, которые он складывает в цепочки: «ууу- ааа — ууу – ааа».
Стадия лепета
Эта стадия длится с 4 до 8 месяцев. На этой стадии взрослые могут различать отдельные звуки, гласные и согласные. Они смогут различить произношение слогов. Малыш способен понимать, что ему говорят взрослые. Он поворачивает голову, когда к нему обращаются оп имени. А ребенок при этом пытается разговаривать.
Стадия липидных слов
В 7-10 месяцев проходит стадия «детских» слов, при которой малыш формирует звуки в слова без определенного смысла (например, гуление становится больше походить на речь). В результате из слогов получается множество необычных сочетаний. Этот период – время когда малыш знает как его зовут, понимает значение слов: “да/нет” и “нельзя”.
Стадия первых слов
Проявляется в возрасте 9-10 месяцев у девочек и длится до 11-12 месяцев у мальчиков. Ребенок слышит и повторяет слова: «папа», «ма-ма»,»дя-дя», «ба-ба».
Формирование пассивного словаря (возраст 1-2 года)
У ребенка в этом периоде в активном словаре (слова, которые у малыша наиболее часто используются в речи) около 10 слов. Свыше 200 слов в пассивном словаре.
Обычно, ребенок знает, как называются окружающие предметы. Он активно использует в речи слова – действия: «спать», «кушать», «гулять». И он обязательно повернет голову в сторону любимой игрушки, если Вы произнесете ее название.
«Лексический взрыв» и переход к фразовой речи (с 2.5 до 3.5 лет)
В данный период дети из пассивного словаря выводят наибольшее количество слов в активное употребление. Большинство взрослых замечают существенные изменения в речевой деятельности своего ребенка.
Лексический взрыв сменяется этапом, который называется переход к фразовой речи. Это происходит благодаря накоплению в словаре ребенка 40-60 и более слов (на сегодняшний день ребенок уже может составить первое двухсловное предложение). На данном этапе малыш способен составлять первые двусловные предложения. А словарь пополняется до 200 – 300 слов. Предложение состоит из трех-четырех слов.
Этап, когда ребенок учится упрощать слова, используя звукоподражания и слова-заменители. “Мама, дай машинку” (“Папа, дай машинку”).
Этап внедрения связной речи (2,5 – 4 года)
Речь ребенка к двум с половиной годам уже более или менее ясна. Он должен уметь произносить все звуки раннего онтогенеза. При этом затруднения могут вызывать только свистящие, шипящие и соноры.
Около 70% слов, которые произносит ребёнок, должны быть понятны окружающим. Малыш в три года имеет словарный запас порядка 500 — 800 слов, к четырем годам он достигает уровня 1000 — 1500 слов.
В 3-4-летнем возрасте дети могут усваивать некоторые грамматические конструкции. Речь постепенно состоит из предложений, объединенных по смыслу. В ней есть имена прилагательные, наречия и местоимения. К этому моменту ребенок уже умеет изменять слова по числам и различать по родам.
Когда ребенок к 4 годам имеет проблемы со звукопроизношением и речью, не ждите, что он исправится или пройдет само собой и не будет исправлена.