Содержание:
Наталья Калашникова — о нежелательных эффектах раннего развития
Что такое благоприятная обстановка?
Зачем ребенку собственные свершения и достижения?
Вот список «но», касающихся детей:
У ребенка в зародыше убивается мотивация. Ему предлагают что-то до того, как в этом возникла собственная потребность.
С мотивацией убивается и собственная жажда познания. Ребенок не успевает захотеть узнать и научиться. Ребенок привыкает, что знания даются кем-то извне.
Ребенку не дают ощутить радость открытий. У ребенка не происходит мощного взрыва мозга, когда, например, непонятные знаки вдруг наполняются смыслом и складываются в целый новый дивный мир.
Ребенку не дают ощутить себя большим и сильным, потому что он сам научился тому, что умеют самые главные взрослые — родители.
Ребенок лишается изрядной доли радости от победы, потому что победа получается не полностью его.
А ребенок точно научится читать, если я не буду его учить?
Говорит психолог, гештальт-терапевт Екатерина Швигоренко:
Если мы говорим об обычном, нейротипичном ребенке, в жизни которого не происходит серьезных стрессов, — да, он точно научится! И яркий интерес, скорее всего, проявится именно в период пять–шесть лет. Это время наибольшей чувствительности к процессу чтения или, словами советского психолога Л. С. Выготского, «сензитивный период для развития способности к чтению».
Как следовать за интересом ребенка и в результате знакомить нормативного ребенка с чтением? Мой личный опыт
Я отвечаю на все вопросы дочки о буквах (или почти на все) и словах. Иногда это непросто. Но я стараюсь.
Я радуюсь вместе с дочкой, когда она находит где-то какие-то знакомые буквы и активно мне их показывает. Круглую букву «о» она начала выделять и искала везде в течение нескольких недель в возрасте около двух лет. В три года она везде находила буквы «а», «м» (мама), «п» (папа) и «л» (первая буква ее имени).
Я пишу то, что она просит, и она «рисует» буковки по образцу.
Дочке было два с половиной года, когда она спросила: «Мама, а что ты сейчас читаешь?» — имея в виду место в книге. Я взяла какую-то палочку-указку и начала следить за строчками в книге. Так мы и читаем через раз до сих пор.
У нас есть кубики, пазлы с буквами. Они предпочтительнее, чем просто карточки, потому что предполагают еще какую-то дополнительную игру, причем игру «руками». Из кубиков можно, например, построить «д-о-м» и по горизонтали, и по вертикали. А в «п-а-р-о-в-о-з-е» можно еще и «катать» маленькие игрушечки из киндер-сюрпризов. А пазл — само по себе увлекательное и любимое развлечение. Почему игра с буквами — это хорошо? Потому что игра — основной способ познания мира и усвоения информации у маленьких детей.
Когда у меня есть время, а у нас обеих — настроение, мы лепим буквы и слоги (а сейчас и слова) из пластилина. Правда, это непросто. Детские ручки не всегда могут сделать уголок в «а», «л», «м». А если уголок все же получается, оказывается, что хвостики (ножки) разной длины. И вообще буковки получаются разного размера и разной толщины. Поэтому занятие это нервное. Но мы справляемся.
Когда дочка «разбирает буквы» и требует моих восторгов по поводу того, что у нее получается, я бурно радуюсь и хвалю ребенка.
И все-таки, что моя девочка умеет сейчас, в пять лет и почти месяц?
Она знает буквы, она складывает слова из букв из пазла-азбуки. Она с интересом разбирает буквы в надписях, но сложить их в слова пока не может. Но даже если попросит меня помочь, и мы разберем слово, соотнести его со словом из своей речи — непосильная пока задача.
Она пишет мне письма и подписывает рисунки. Она подписывает открытки, которые сама делает, своим и моим подругам на дни рождения.
Говорит игровой педагог Женя Кац:
Многие дети начинают писать раньше, чем читать. Им интересно преобразовывать мир, создавать что-то свое. Их завораживает то, что они оставляют след в этом мире. Я считаю, детей надо в этом поддерживать. Для них процесс письма, когда они приходят к нему сами, по своему желанию, наполнен глубоким смыслом. Личным смыслом.
В три дочкиных года мне понадобилось взять какую-то справку в какой-то конторе, я пришла с ребенком. Беседую с чиновницей, дочке дали бумажку и фломастер. И она вдруг говорит: «Мама, папа. Я тут написала». Чиновница хлесть в обморок. Я хлесть в неменьший обморок. Смотрим, написано печатными буквами «МА ПА». «Она у вас в три года умеет писать?!» — «До этой минуты я считала, что нет!». С тех пор, уже два года, она пишет постоянно.
Думаю, с чтением будет так: в какой-то момент она возьмет в руки любимую на тот момент книгу — и в голове что-то сомкнется, и она вдруг увидит слова, наполненные смыслом.
Я хочу, чтобы она пришла к этому сама. Я предвкушаю, как она будет радоваться и как будет гордиться собой. Я не учу ее читать, потому что хочу, чтобы она пережила эту радость — радость самостоятельного открытия и свершения.
Впервые текст был опубликован 16 октября 2017 года.