Только вчера малышу подарили новую красивую и безумно дорогую игрушку, а уже сегодня она превратилась в кучку мусора. Чувства, которые испытывают при этом родители трудно назвать позитивными. В конце концов, каждому хочется, чтобы его ребенок ценил собственные вещи и радовался подарку подольше.
В подобной ситуации у родителей возникает противоречие. С одной стороны, наказание и лишение ребенка новых игрушек может научить малыша относиться к вещам с большим трепетом. С другой — очень жалко оставлять этого маленького непоседу без утешения в виде замены.
Более того, на этой почве может возникнуть внутрисемейный конфликт, когда один из родителей жалеет малыша и, видя его искреннее горе в связи с потерей машинки, настаивает на покупке новой, а другой считает, что подобное отношение только избалует чадо еще больше.
Как же реагировать на подобное поведение малыша? Возможно ли найти компромисс? Как ни странно возможно, если посмотреть на мир глазами самого ребенка.
Почему ребенок ломает игрушки
Почему дети ломают игрушки
Маленький исследователь
Малыш активно развивается и узнает новое. Самый простой и доступный ему способ познания природы вещей — разобрать их. Иначе как понять, почему эта игрушка поет, а та — показывает картинки? Это взрослому понятно, что книжку надо читать, нельзя пачкать или грызть. А вот малышу пока нет — ему необходимо попробовать бумагу на вкус, провести эксперимент — вот она смялась, а вот порвалась. Ему еще не понятно, что книга испорчена, и ее нельзя будет читать. Можно сказать, что любая вещь для ребенка более функциональна, нежели для взрослого.
Поэтому первое, что нужно сделать, пока ребенок еще совсем мал — набраться терпения и позволить ему изучать вещи так, как малыш считает нужным. До 2-3 лет объяснять ребенку, что игрушки ломать нельзя не только не нужно, но и вредно. Лучше постараться предоставить маленькому исследователю простор для творчества. Беречь вещи на этом этапе развития маленького человечка — задача родителей.
Покупайте разборные игрушки, предоставляйте малышу в личное пользование старые тетради или ненужные журналы. Ребенок предпочитает не лепить куличики, а топтать ногами? На здоровье! Поверьте, он еще научится строить замки и башни из песка.
Можно даже устроить совместное изучение внутренностей мягкой игрушки. Кстати, в этом случае у родителей куда больше шансов помочь собрать все «как было», что немаловажно для следующего этапа развития, когда малыш с удовольствием начнет не только разрушать, но и творить.
К трехлетнему возрасту малыш уже сам поймет, что вещи ломаются, некоторые безвозвратно. И, когда придет время более сложных игрушек, ему будет значительно легче объяснить какую из них стоит беречь.
Конечно, отчасти жажда исследований у ребенка остается, с этим придется смириться. Например, сыну в возрасте уже 6 лет подарили вертолет с пультом. Чадо поиграло им около недели, а потом — решило расстричь все проводки. В ходе разговора выяснилось, что ребенку было интересно, как режутся эти яркие упругие жгутики. А в результате вполне логичных размышлений я со вздохом сделала вывод, что да, ребенок еще не сталкивался с данным видом материала и вполне естественно — ему было интересно.
Жалко игрушку? Конечно, жалко. Но и сын был расстроен не меньше, когда узнал, что починить вертолет уже невозможно. И, увы, без подобных казусов не обойтись. Ребенку придется объяснять, что некоторые вещи могут сломаться «без возможности восстановления». И лучший учитель в этом — личный опыт ребенка. И иногда он требует жертв в виде хороших вещей.
«Я злюсь!»
Не только жажда исследований движет ребенком, уничтожающим игрушки, но и обычный гнев. Иногда даже взрослому человеку в порыве раздражения хочется что-то сломать или разбить, что уж говорить о малыше, который не всегда может контролировать свои эмоции, а о ценности тех или иных вещей имеет весьма смутное представление.
Как поступить в этом случае? Конечно, предложить альтернативу! Вспыльчивого ребенка можно научить бить подушку, топать ногой, рвать старые журналы.
Без казусов, конечно, не обойдется, если малыш чересчур вспыльчив. Он может сломать что-то потому, что не получается. Старайтесь подбирать игрушки таким образом, чтобы в распоряжении ребенка находились те, которые представляют наименьшую опасность, как для самого малыша, так и для бюджета.
Например, пазлы или конструктор можно оставить вспыльчивого малыша собирать самостоятельно, а во время игры в планшет лучше находиться поблизости и вовремя предотвратить вспышку гнева или направить энергию разрушения на что-то другое.
И, конечно, малыша склонного остро реагировать на все, нужно учить контролировать свои эмоции. Учите ребенка проговаривать, что он чувствует, это позволит малышу осознать собственные переживания, а значит и лучше их контролировать. Придумайте свой собственный ритуал, позволяющий справится с эмоциями без вреда для окружающих предметов и самого малыша:
можно сосчитать до 10, прежде чем что-то сломать, а заодно и подумать, на что направить свою агрессию;
сходить умыться;
покидать мяч;
попрыгать.
Нестандартное решение, скорее всего, больше понравится малышу и станет своеобразной игрой. Например, когда у сына что-то не выходит он идет… попить воды. Это позволяет отвлечься и подумать — стоит ли злиться дальше или поделиться проблемой, а может быть по возвращению придет хорошая идея, как справится с поставленной задачей.
Игра не «понарошку»
Фантазия и реальность во время игры для ребенка почти одно и то же. Поэтому если малыш играет в доктора, будет вполне закономерным, если кукла потеряет руку или ногу. Можно ли ругать за это? Мне кажется, нет. Просто примите участие в детских играх, понаблюдайте за ребенком и проблему можно будет решить не столько путем строгих ограничений, сколько правильным подбором игрушек.
Сын любит машинки, они участвуют в гонках и, конечно случаются аварии. Поэтому мы стали покупать преимущественно железные модели. Когда же ребенок просит дорогую, но хрупкую машинку мы оговариваем заранее, что такой транспорт вряд ли выдержит столкновение. Несколько машинок, конечно, пострадало, но со временем сын научился сам выбирать для игр подходящие игрушки.
«Хочу другую!»
Почти у любого ребенка с возрастом возникает желание немного схитрить. Старые игрушки ему наскучили, а родители не спешат покупать новые, потому, что комната забита? Самый простой выход — сломать старые надоевшие игрушки, чтобы получить замену.
Такое поведение, конечно, стоит пресекать. Если Вы заметили за ребенком подобное, заменять игрушку не стоит ни в коем случае. Не стоит акцентировать внимание на том, что это наказание. Подобная реакция только вызовет обиду.
Просто объясните малышу, что новую пока купить не удастся. Можно даже оговорить срок, через который данное ограничение будет снято. Предоставьте ребенку возможность самому подумать, стоило ли лишать себя интересного занятия на 2-3 недели ради получения замены.
Игрушка не нравится
Случается и так, что ребенку просто не нравится игрушка, которую ему подарили. Возможно, он ожидал найти под елкой корабль, а там оказался самолет, который спустя несколько часов оказался разобранным на части.
В данном случае можно советовать поговорить с малышом, объяснить, что мама или Дед Мороз старался и выбирал ему подарок, который подарил от души, что с подарками так поступать не стоит. Но, на мой взгляд, лучше прислушиваться к желаниям ребенка.
Если Вы понимаете, что не в состоянии удовлетворить желание ребенка — предложите альтернативу. Желательно в течение какого-то времени перед праздником говорить о том, какой чудесный самолет получит малыш, как сможет с ним играть и показывать в садике. Так ребенку будет намного проще принять подарок — ведь он уже знает, что с ним делать, так или иначе ожидает его и не испытает острого разочарования.
Если подобная ситуация происходит от того, что в магазине Вы периодически предлагаете малышу замену понравившейся вещи, самый простой вариант объяснить малышу, что сейчас игрушку купить не получится. Объясните, почему и предложите ребенку самому подумать, как лучше поступить.
Например, игрушка чересчур дорога:
Можно пообещать дорогую игру на какой-то праздник, а сейчас купить небольшой «утешительный приз» разумеется под честное слово, что он не будет сломан. Ну а уж если слово нарушено, придется применить более жесткие меры и покинуть магазин без покупки, напомнив ребенку, что произошло в прошлый раз.
Осознание того, что Вы не отказываете, а просто откладываете вожделенную покупку, поможет малышу справиться с обидой. А умение держать свое слово — важное качество, которое стоит развивать.
Предложите ребенку вообще ничего не покупать, чтобы можно было собрать необходимую сумму на дорогую покупку. С детьми старше 5 лет подобный уговор работает очень хорошо. Возможно, Вас даже удивит, от скольких ненужных покупок ребенок откажется самостоятельно, чтобы получит одну единственную действительно необходимую вещь.
Существует и третий вариант, когда родители категорически не хотят покупать ребенку что-либо по личным соображениям. Например, Вам кажется, что подобная игра будет вредна малышу. В этом случае сразу объясните ребенку свою позицию. Ребенку будет гораздо легче смириться с категоричным: «Нет». Нежели постоянно получать то, что ему не нравится, не понимая, почему и переживая несправедливость самостоятельно.
Ребенок ломает игрушки «без причины»
Когда у родителей возникает подобная формулировка — это серьезный повод посмотреть на собственные взаимоотношения с ребенком. Ведь дети очень часто ломают игрушки от недостатка внимания.
Сама формулировка «без причины» должна насторожить. Причина есть всегда, просто Вы почему-то о ней не знаете. Это уже говорит как минимум о потерянном контакте между малышом и родителями. Возможно, это Вам пора отложить дела и поиграть с малышом? Просто посидеть рядом во время его занятий, расспросить, что делают игрушки и почему «болеют».
Как научить малыша береч вещи
Как научить малыша беречь вещи?
Самый сложный для родителей вопрос — как вообще научить малыша заботиться о своих вещах. Стараться сохранить их целыми и невредимыми, воспитать в ребенке умение ценить и беречь.
1
Найдите что-то особенное
Сложно объяснить ребенку, что надо относиться к чему-либо бережно, если этого «чего-то» у него в изобилии. Поэтому приучить малыша беречь вещи необходимо с самой ценной для него вещи. У малыша есть любимая игрушка? Отлично, с нее и можно начать практику. Помогайте ребенку заботиться о ней, определите для ценной вещи место, на котором она будет стоять, старайтесь объяснить, что эта игрушка требует большей заботы потому, что она любимая.
Малыши еще не способны понять дорогая вещь или дешевая. Объяснить совсем маленькому крохе это будет сложно. А вот ценность любимой игрушки он может почувствовать.
2
Стараетесь не заменять сломанные игрушки сразу же
Лучше сначала постараться починить сломанное. На примере сына я заметила, что часто «игрушки-инвалиды» ценятся куда выше любой замены. Ведь теперь ребенок знает, что эта игрушка легко ломается.
3
Повышайте ценность вещей для ребенка
Дорогим игрушкам помимо объяснения можно повысить ценность в глазах ребенка, подарив ее на праздник или просто отложив покупку. Объясняйте малышу, что эта игрушка особенная, ее нужно беречь, потому что заменить ее нечем.
Не заменяйте сломанную игрушку точно такой же. Это позволит ребенку понять, что раз сломанная вещь уже не вернется.
4
Не заставляйте ребенка делиться
Если малыш не хочет давать свои игрушки другим детям — это его право. Все что вы можете —поговорить с ребенком и объяснить ему, что делиться стоит, что вещь от этого не перестанет быть его и это временно. Если заставлять малыша постоянно отказываться от собственных вещей в угоду друзей по песочнице их ценность в глазах ребенка значительно упадет. Как можно ценить вещь, которой распоряжаешься не ты?
5
Предоставьте ребенку самому заботиться о своих вещах
Чем больше Вы ругаете малыша за сломанные игрушки и растерянные канцелярские принадлежности, тем меньше он чувствует личную ответственность за их сохранность. Ребенок понимают, что родители дорожат вещью больше него, значит, они и отвечают за нее. Лучше познакомьте ребенка с причиной и следствием. Потерял игрушку на прогулке? Хорошо — ищи. Ни в коем случае не делайте этого за ребенка! Пока он понимает, что взрослые берут на себя ответственность за сохранность его личных вещей, он не будет их ценить.
Но не забывайте — если вещь действительно принадлежит ребенку и он должен нести за нее ответственность, то она принадлежит ему безраздельно. Вы же можете сами распоряжаться своими вещами, никто за это не заругает и не поставит в угол. Так же и малыш должен понимать, что есть его личные игрушки, с которыми он может поступать, как хочет.
Ребенку важно не только научиться беречь свои вещи, но и принимать решения. А сломать — это тоже решение, за которое малыш должен нести полную ответственность и не перед родителями, а перед самим собой в виде естественного следствия.