Подростки, как правило, обгоняют в росте и папу, и маму. С увеличением мышечной силы расширяются их физические возможности. Половое созревание будит интерес к интимным сторонам человеческой жизни, вызывает новые ощущения, чувства, переживания. Резкие перемены в организме являются основой общей неуравновешенности, двигательной активности — и периодической вялости, апатии.
Жизнь становится насыщенней, расширяются связи с окружающим миром и людьми, и это уменьшает заинтересованность подростков в учении, в школе. Отношение к учебным предметам в этом возрасте, прежде всего, определяется отношением к учителю. Если отличный учитель — нравится предмет, им преподаваемый.
Подросток чутко реагирует на оценку своей умственной деятельности, остро переживает затруднения, тем более бессилие в решении задач интеллектуального характера. В физическом труде он проявляет активность как человек, который начинает осознавать свои возможности. Ему хочется наглядно утвердить свою роль в коллективе, он счастлив, если результат труда оказывается полезен широкому кругу людей. Он стремится к яркому, необычному в работе, его увлекает романтика преодоления трудностей.
Не ограничивайте его мытьем посуды, поручите, например, во время ремонта квартиры самому отделать свою комнату: побелить потолок, наклеить обои, покрасить рамы, пол — и вы увидите своего сына преображенным.
Частенько можно видеть ребят, говорливыми стайками группирующихся во дворах и подъездах.
любовь у подростковЭто подростки. Их влечет друг к другу жажда духовной близости. Идеал их дружбы — «всегда все вместе, все пополам». Если вы будете внимательны, обязательно заметите, что ваш сын среди ребят четко выделяет просто товарищей, близких товарищей и личного друга. Раньше такого вы не могли наблюдать. Овладение нормами товарищества — одно из важнейших приобретений ребенка этого возраста. Очень ценен с точки зрения воспитания тот факт, что подросток стремится найти друга среди сверстников и среди взрослых, в том числе родителей.
С ростом физических и интеллектуальных сил у подростка пробуждается чувство собственного достоинства. Он начинает заниматься самовоспитанием.
Подростковый возраст называют трудным возрастом. «Его трудность, — писал В. А. Сухомлинский,— заключается в том, что подросток видит нравственное достоинство, свою честь в самостоятельности, в независимости, а объективные силы и возможности его еще не позволяют положиться во всем только на себя».
Юноши по своему развитию вплотную приближаются к взрослым людям. Всякое давление извне ожесточает, отталкивает их, заставляет с еще большим упорством отстаивать свои убеждения, симпатии, склонности, свою независимость. Сумма знаний у них переходит в систему знаний, являющуюся основой формир9вания мировоззрения. Нередко их увлекает наука даже тогда, когда она неудовлетворительно преподается в школе («не нравится учитель»). Стремление найти ответы на вопросы о смысле жизни, на вопросы, связанные с личной жизнью, пробуждает интерес к классической художественной литературе.
Рост мышечной силы (у юноши в 17 лет вес мускульных тканей составляет 44,2% веса тела) создает благоприятные условия для занятий физическим трудом. Юноши и девушки способны дать самостоятельную оценку нравственным явлениям, они судят о людях с позиции своего нравственного идеала (собирательного образа, воплощающего черты многих лучших людей). Мнение коллектива для них играет особую роль. Они от него зависят гораздо больше, чем подростки. Отношения товарищества, дружбы у старшеклассников более глубокие, основываются не только на общих, но и противоположных интересах. Это возраст первого чувства любви, иногда ярко окрашивающего поведение молодых людей. У юношей и девушек углубляется потребность познать самого себя, способность к самоанализу. У них формируется устойчивое чувство моральной ответственности перед обществом за совершенные поступки.
Как видите, у каждого возраста свои особенности. Нам нужно знать их не для того, чтобы к ним пассивно приспосабливаться, а для того, чтобы на основе знания закономерностей возрастного развития воспитывать детей правильно. Нельзя успешно организовать педагогическое общение, не учитывая индивидуальных особенностей ребенка.
Дети неповторимы: у каждого свои потребности и способности, интересы и склонности, сила чувств и качество ума, темперамент и характер, особенности восприятия, памяти, воображения и т. д. Индивидуальные различия детей наиболее ярко выступают именно в проявлении свойств темперамента. Вспомним их характеристики.
Сангвиник жизнерадостен, подвижен, впечатлителен, весьма деятелен, весьма общителен, быстро сходится с людьми и легко расстается с ними.
Холерик вспыльчив, но отходчив, страстен, отличается быстрой сменой чувств. Подвижен, активен, энергичен в деятельности, общителен, но агрессивен, претендует на власть в коллективе, на главенство в дружбе.
Меланхолик медлителен, пассивен, самолюбив, обидчив, очень чувствителен к похвале и порицанию, с людьми насторожен, замкнут, скрытен, не чуждается одиночества.
Флегматик мало активен, невозмутим, нетороплив, думает прежде чем что-либо сделать, тяжело переключается на новые виды деятельности.
Обычно в характере каждого соединяются все черты. Но не это для нас главное. Главное то, что свойства темперамента передаются детям по наследству, очень мало и крайне медленно изменяются в процессе воспитания и сильно влияют на характер поведения. Поэтому их надо хорошо знать и тонко учитывать в педагогическом общении с ребенком.
Учет индивидуальных особенностей ребенка предполагает не только опору на уровень его развития, но и бережное отношение к его неповторимости.
Не глушить, не подавлять, а старательно выявлять все самобытное в личности. Не стремиться во что бы то ни стало делать из своего ребенка собственную копию. Вы любите радиотехнику, стараетесь передать свое увлечение сыну. Поверьте, он вовсе не обязан откликаться на ваш зов. Предположим, он целыми днями возится с аквариумными рыбками, птицами.
Он любит природу. Вы сердитесь, упрекаете его, вам кажется, что он занимается несерьезным делом. Увы, ваше поведение не способствует оптимальному развитию ребенка. Разумнее всего — создать благоприятные условия для проявления его интересов и дарования.
Правильный индивидуальный подход немыслим также без активного поиска методов воздействия — и в каждом отдельном случае особого, своего. Одно и то же педагогическое прикосновение на одного ребенка воздействует положительно, на другого отрицательно, на третьего никак не воздействует. Это понятно: ведь внешние воздействия трансформируются во внутренние процессы личности, и только последние приводят к результатам, желаемым или неожиданным. Следовательно, если мы будем хорошо знать, какие внутренние процессы могут возникнуть в душе ребенка под влиянием наших педагогических прикосновений, прогнозировать их, мы не допустим или почти не допустим холостых выстрелов в воспитательной работе.
Каждый ребенок имеет сильные и слабые стороны, позднее — положительные и отрицательные черты характера. Опора на положительное в нем — одно из важнейших условий успешного воспитания. Организуя педагогическое общение с ребенком, мы неуклонно делаем ставку на его лучшие качества, причем проявляем внимание не только к сложившимся, окрепшим чертам, но и к малозаметным росткам хорошего. Этим самым мы выражаем веру в воспитанника, в его возможности, проявляем доброжелательность, которая будит у него доверительное отношение к нам. Мы помогаем ребенку разобраться в себе, взглянуть на себя с лучшей стороны, поверить в себя, в свои силы. Опираясь на его сильные стороны, мы включаем ребенка в такое общение и деятельность, где он ярче проявляет свое «я», помогаем утвердить себя в достойных поступках и делах. Кроме того, помогаем ему преодолеть негативные стороны своего поведения.