Чем ближе к концу учебного года, тем тяжелее школьникам даётся учёба. Плюс на это время часто приходятся всевозможные итоговые работы, ВПР. А силы уже на исходе.
Как справиться с «синдромом третьей четверти», aif.ru рассказала психолог-консультант, специалист по детско-родительским отношениям Анна Арутюнян.
— По статистике 72% школьников испытывают постоянную усталость, а у старшеклассников эта цифра доходит до 75%. Современная школа вносит много тревоги, очень сильно невротизирует детей, подгоняя их бесконечными «ты должен». Знакомая мне рассказала, что как-то пришла на родительское собрание к сыну 11-класснику, а когда вышла, у неё волосы на голове шевелились. Если она, взрослый человек, оказалась в таком состоянии, то можно представить, как педагоги нагнетали обстановку. Понятно, что школа борется за результаты, баллы, рейтинги, от этого зависит финансирование.
Есть несколько простых советов, чтобы облегчить ребёнку жизнь. Правда, реализовать их родителям часто оказывается трудно. Тем не менее, стоит попытаться.
Встаньте на сторону своего ребёнка в отношениях с учителями и школой. Если родители включаются в эту же игру, гонку за оценками и результатами, наверняка из лучших побуждений, чтобы как-то мотивировать детей («Не будешь учиться — пойдёшь работать курьером», «В жизни будешь никем» и т.д.), то, как правило, добиваются обратного эффекта. Выступая одним фронтом со школой, взрослые оставляют ребёнка в одиночку бороться с тем, чему противостоять очень трудно.
Постарайтесь изменить своё отношение к оценкам. Любая отметка — это всегда субъективная оценка знаний. Обычно родители ругают за плохие оценки, лишают всех преференций, а вот хорошие воспринимают как само собой разумеющееся. Должно быть с точностью до наоборот: нужно больше внимания обращать на хорошее, тогда именно это поведение и будет закрепляться. Принёс «двойку» — можно вместе погрустить: «Жаль, но ничего, бывает, ты попробуешь исправить». А за «пятёрку» побольше похвалить. Если же ребёнку без конца указывать на неудачи (те же «двойки»), то он может уйти в протест: раз у меня это не получается, я вообще ничего делать не буду.
По возможности отмените на время необязательные занятия. Я сталкиваюсь с тем, что уже во 2-4 классе у детей есть репетиторы по разным предметам. А помимо репетиторов, ещё несколько кружков. Дети нереально перегружены. Если ребенок занимается языком или китайской каллиграфией для себя, отмените до конца учебного года эти занятия, чтобы освободить время, не перегружать психику. Пусть ребенок сконцентрируется на том, что необходимо сейчас.
Позвольте детям иногда лениться. Можно даже разрешить «тупить» в телефонах. Мы ругаемся на детей за то, что постоянно сидят в телефонах, что соцсети перегружают мозг информацией, отнимают много времени. Но иногда вот эту «мозговую жвачку» пожевать тоже полезно, чтобы переключиться. Но не впадайте в другую крайность — попустительство. Принимая его желание полениться, позлиться на школу и учителей, не позволяйте неуважительного и хамского поведения и полного безделья.
Старайтесь почаще проводить время с ребёнком. Можно сходить вместе на прогулку, в театр, кино, бассейн, спортзал. Такая совместная деятельность способствует семейной сплоченности. Ребёнок чувствует поддержку семьи.
Не разрешайте засиживаться за уроками до полуночи. Помогите ребёнку научиться организовывать своё время. Если он делает уроки с телефоном, понятно, что время растянется вдвое, а то и больше. Организованным детям на выполнение домашнего задания обычно хватает 1,5-3 часов.
Не забывайте про режим и правильное питание. К весне обычно организм страдает от недостатка витаминов, особенно витамина D, так как зимой мало солнца. Это тоже приводит к усталости. Можно посоветоваться с врачом, какие поливитаминные комплексы лучше попринимать. Сон должен быть не меньше 7,5-8 часов в день. За два часа до сна у младших школьников нужно забирать все гаджеты. Если есть возможность поспать днем, её надо использовать. Можно прилечь на 20-30 минут, не погружаясь в глубокий сон, либо организовать полноценный сон 1-1,5 часа.
Если ребёнок тяжело встает, предложите что-то вкусное на завтрак, его любимые продукты — йогурты, фрукты и т.д. Важно это еще красиво сервировать, чтобы для глаз была аппетитная картинка.
Оцените материал