Томас Эдисон однажды сказал: «Чтобы получить великую идею нужно, чтобы идей было много».
Несмотря на то что дети склонны к творчеству и фантазиям, им порой трудно сгенерировать множество идей для решения возникшей проблемы. Зачастую они хватаются за первую мысль, которая приходит им в голову, – мысль, заимствованную ими из сказок или телевидения. Но для креативного подхода к проблеме первая идея, как правило, не подходит, поскольку в большинстве случаев она связана со штампами и стереотипами.
Дети, как и взрослые, нуждаются в помощи, чтобы высвободить свой творческий и мыслительный потенциал и предложить целый ряд идей в ответ на какую-либо проблему. Именно для этих целей и предназначен так называемый «мозговой штурм».
«Мозговой штурм» является творческим процессом. Это самый лучший способ рассмотреть проблему с разных сторон. Участникам он может принести много радости, удовольствия и вдохновения. Вот некоторые советы о том, как проводить «мозговой штурм» с детьми:
«Мозговой штурм» с детьми – это командный вид работы. Как родитель вы берете на себя ведущую роль: задаете вопросы, принимаете ответы, поощряете энтузиазм и стимулируете фантазию такими наводящими вопросами, как «А что, если?».
Для проведения «мозгового штурма» желательно иметь больше участников, чем просто вы и ребенок. Постарайтесь привлечь к процессу других детей, а если такой возможности нет, то других членов семьи.
Соберитесь вместе с детьми в располагающей обстановке и задайте вопрос, который бы описывал существующую проблему, например: «На следующей неделе у нашей бабушки день рождения. Что мы можем придумать, чтобы сделать его для нее особенным?».
Принимайте к рассмотрению все идеи и поощряйте как можно большее количество ответов такими словами, как «Чем больше, тем лучше!», «Хорошая идея!», «А если попробовать по-другому?», «Ничего себе!», «Что еще?». Принимая абсолютно все идеи, вы помогаете раскрываться творчеству.
Если кто-то будет развивать свои идеи на основании чужих, это вовсе не должно считаться нечестным. Например, если один ребенок предполагает, что вырежет из цветного картона открытку, а другой захочет нарисовать на ней цветы, то вы можете объединить эти идеи и создать красивую открытку с изображением цветов – прекрасный подарок бабушке.
Даже если идея очевидно не будет работать, запишите ее, не отвергая, поскольку она может быть ступенькой (трамплином) к другому, более полезному и зрелому ответу. И все же при работе с детьми можно напомнить им о том, что, осуществляя «мозговой штурм», команда участников преследует конкретную цель, которой следует придерживаться, не особо отвлекаясь на другие темы. При этом вся семья, от 2 до 102 лет, имеет возможность выразить свои творческие идеи и мнения.
Визуализируйте идеи. Дети могут лучше сосредоточиться на своих мыслях, если им помогает в этом какое-либо изображение или надпись. Дети могут использовать их в качестве мысленной отправной точки по мере того, как они блуждают умом в поисках новых идей. Это может быть имя персонажа на листе бумаги, или записанные уже высказанные идеи, или набросок обсуждаемого персонажа.
Используйте фоновую музыку. Некоторым детям музыка помогает сосредоточиться. (Другим же она может показаться отвлекающей.) Инструментальная музыка способна создать атмосферу, соответствующую обсуждаемой теме без отвлечения внимания.
Помогите детям выйти за рамки очевидного и банального. Например, если все придумывают имена для подарочного медвежонка-супергероя, первой реакцией чаще всего будет имя: «Супер-Мишка». Благодарно примите этот ответ и скажите: «Отличная идея! Но как еще вы могли бы назвать нашего героя? Ведь вы можете придумать что-нибудь поинтереснее!».
После того как прием идей будет окончен и все они будут записаны на бумаге, переходите к их обсуждению. Начните с самых неподходящих идей и вычеркивайте их одну за другой, уважительно аргументируя такое решение, пока в списке не останутся самые конкурентоспособные. Рассмотрите их с разных сторон, взвесьте и продумайте их применение.
Хорошо, чтобы дети увидели, какого прогресса им удалось достичь благодаря проведенному мероприятию.
Прежде всего помните, что «мозговой штурм» должен быть веселым. Удивительная энергия, которая высвобождается в группе, помогает детям раскрыться и окрыляет их. «Мозговой штурм» не только для детей, но и для взрослых должен ассоциироваться со взрывом свободы, вдохновения, творчества и энтузиазма.
Что дает «мозговой штурм» детям?
Ребенок откроет для себя удовольствие в том, чтобы рассмотреть проблему с разных точек зрения. Практика этого навыка даст ребенку ценный инструмент для решения проблем.
Члены вашей семьи станут еще ближе друг к другу в процессе веселого и творческого обмена идеями. Когда ребенок имеет возможность свободно высказывать свои идеи, и при этом его никто не высмеивает, это помогает ему развивать креативность, доверие к окружающим и уверенность в себе.
Навыки, которые дает «мозговой штурм», могут быть использованы для решения многих проблем, как академических, так и проблем реальной жизни, с которыми ваш ребенок может столкнуться в настоящем или будущем.