Пять систем чувственного восприятия — зрение, слух, осязание, обоняние и вкус – настоящее богатство, дарованное нам природой, с помощью которого мы познаем мир. Когда ребенок появляется на свет, то все пять чувств сразу же начинают работать — начинается период сенсорного (от лат. «sensus» — чувство или ощущение) развития. Это период особого восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Кроме того, сенсорное развитие дает предпосылки для формирования таких психических функций как наблюдательность, умение концентрироваться, логическое и творческое мышление, которые необходимы для дальнейшего развития и обучения.
Конечно, любой здоровый ребенок с рождения обладает всеми способностями чувственного восприятия, заложенными в нем природой. С первых дней на малыша наваливается хаотичный поток звуков, запахов, зрительных образов, тактильных ощущений и перед ним стоит задача научиться распознавать все эти признаки предметов, окружающих его, научиться систематизировать их и умело использовать для дальнейшего познания.
«Впитывающий разум» — так называла врач, педагог, основательница педагогической системы Мария Монтессори способность ребенка воспринимать мир от рождения до трех лет. В этот период мозг ребенка представляет собой нечто схожее с губкой — он впитывает в себя огромные объемы информации. Мы не можем не заметить это, так как малыш, движимый волей своего разума, беспрерывно смотрит, слушает, трогает, нюхает и пробует на вкус все, что его окружает. В возрасте от трех до шести лет ребенок становится «строителем самого себя», именно на этот период выпадают моменты максимальной интенсивности развития всех органов чувств, причем при благоприятных условиях их развитие может достигнуть предела человеческих возможностей.
Монтессори уделяла особое внимание сенсорному развитию, а также отмечала важность воспитания чувств именно в период от рождения до шести лет. Дело в том, что, достигнув шестилетнего возраста, человек навсегда утрачивает большинство способностей чувственного восприятия и наверстать упущенное уже будет невозможно.
Также и готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития в раннем возрасте. Исследования, проведенные детскими психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих у детей в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью сенсорного восприятия.
Как же мы можем помочь ребенку в чувственном познании мира? Рассмотрим каждую из систем чувственного восприятия.
Тактильное восприятие – осязание
Подбирайте для малыша не только пластиковые игрушки, но и резиновые, деревянные, из различных видов тканей, с разными текстурами – шершавые, ребристые, пушистые.
Тактильные ощущения полезно получать не только руками, но и всем телом. Заворачивайте малыша в простынь или махровое полотенце, прикасайтесь к нему шелковым платком или вязаным шарфом. Смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Проводите по телу мягкой кисточкой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком. Во время купания для мытья тела можно использовать губки разной жесткости.
Интересными будут ощущения пальчиковых красок на ручках, животе, спинке. Поэтому лучше использовать краски в ванной, и давать малышу вдоволь измазать себя.
Полезно играть с сыпучими материалами – крупами. Насыпайте фасоль, горох, рис, гречу или макароны в таз и давайте ребенку вдоволь возиться в нем – пересыпать, трогать.
Используйте для игры различные природные материалы — камешки, сухой и мокрый песок, глину, землю, листья, цветы, желуди, каштаны. Обращайте внимание ребенка на разность температур — холодный снег и горячие батареи, например. При купании можно в один тазик налить теплую воду, в другой прохладную, и попеременно опускать в них ручки или ножки.
Развивайте чувствительность стоп. Разрешайте детям летом как можно чаще бегать босиком по траве, песку, влажной глине, речной или морской гальке. Дома можно ходить по гороху, фасоли, катать ножками резиновые ребристые мячики.
Зрение
Для развития зрения важен свет, поэтому желательно выбирать самое светлое помещение в доме для того места, где будет обитать малыш, а также гуляйте с ребенком как можно больше в течение светового дня.
Хорошо, если интерьер комнаты будет выполнен в светлых тонах и не будет перегружен деталями. Гармония пространства способствует развитию гармонии в душе.
Важно, чтобы обстановка, которую видит ребенок, периодически менялась. С самых первых месяцев носите малыша по дому и знакомьте с пространством. Выбирайте разные места для прогулок – оживленную улицу, парк, озеро, детскую площадку. Сторонники ношения детей в слингах рекомендуют реже возить детей в колясках, а чаще брать на руки и показывать мир вокруг.
Психологи рекомендуют при выборе детской одежды, предметов мебели и игрушек отдавать предпочтение естественным цветам и их оттенкам – белому, зеленому, синему, красному, желтому. Натуральные оттенки способствуют развитию внутренней гармонии, а пестрота и слишком яркие, неоновые краски — раздражают.
Старайтесь, чтобы ребенок с самого раннего возраста видел как можно больше разных объектов для рассматривания – морские волны, раскачивание деревьев, движение реки, «танец» костра – это только несколько из множества примеров.
Подбирайте «правильные» картинки для рассматривания, соответствующие возрасту. Для возраста от рождения до шести лет – это графические изображения, с одним предметом или простым узором, ближе к году предлагайте смотреть на простые сюжеты — заяц прыгает, машина едет, ближе к трем годам вводите сложные картинки с большим количеством деталей.
Обоняние и вкус
Запах мамы самый приятный и успокаивающий для малыша, поэтому мамам не рекомендуется злоупотреблять косметическими средствами с сильными отдушками особенно в первые месяцы жизни ребенка.
Старайтесь вносить разнообразие в мир запахов вашего ребенка. Запах домашней выпечки, запах цветов, леса, дождя, моря – это огромный простор для познания. По мере взросления малыша знакомьте его с новыми ароматами – кофе, корицы, ванили, хвои. Можно использовать и специальные ароматизаторы, но лучше находить натуральные источники запахов.
Также стремитесь к разнообразию вкусов. По мере введения прикорма старайтесь знакомить малыша с различными видами овощей, фруктов, злаковых, рыбы и мяса.
Слух
Слух — это сенсорная способность, которая развивается еще задолго до появления малыша на свет. Известно, что находясь в животе у мамы малыш слышит биение ее сердца, журчание в животе, голоса родителей, а также способен слышать музыку. Также, малыша тревожат громкие звуки, а спокойные и мелодичные успокаивают.
С появлением ребеночка на свет его предпочтения в звуках остаются прежними. Он успокаивается под мамин голос и под биение ее сердца, прижимаясь к маминой груди, ребенок способен узнавать те мелодии, которые слышал еще до рождения и реагировать на них улыбкой или блаженным успокоением.
Знакомьте малыша со звуками природы, с классической музыкой, со звучанием разных музыкальных инструментов, а также с тишиной.
Помимо повседневного познания окружающего мира, каждый родитель может выполнять со своим малышом различные упражнения для развития и утончения сенсорного восприятия. Можно сравнивать предметы по различным признакам, например, «большой — маленький, самый большой — самый маленький», можно сортировать предметы по цвету, размеру, форме или выстраивать ряд от самого длинного к самому короткому, от самого светлого к самому темному и т.д.
Я приведу список основных сенсорных понятий, на которые стоит обратить внимание и разделю их на две группы: первая — простая (для возраста от рождения до 1,5 лет) и вторая — сложная (от 1,5 лет до 3):
Итак, первая группа сенсорных понятий:
мягкий — колючий пример: вата и жесткая губка
гладкий — шершавый пример: пластиковая коробочка и кусок пемзы
пушистый — колючий пример: кусочек искусственного меха и жесткая щетка
сухой — мокрый пример: две салфетки-губки, одна намоченная и отжатая, а другая сухая
гибкий — жесткий пример: две губки-салфетки. Одна из них новая, а другая предварительно намоченная и высушенная
теплый — холодный пример: два камня, один на греть в горячей воде, другой охладить в холодильнике
легкий — тяжелый пример: вата и камень
светлый — темный пример: два шелковых платка
пустой — полный пример: два сосуда, пустой и наполненный водой. Или один сосуд, который мы то наполняем то опустошаем
большой — маленький пример: горошина и яблоко
высокий — низкий пример: две башни, которые вы построили из кубиков
Вторая группа:
длинный — короткий пример: две веревки или палки разной длины
толстый — тонкий пример: две подушки — объемная и тонкая
широкий — узкий пример: два отверстия в коробке
глубокий — мелкий пример: две тарелки
цвета — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный пример: любые предметы, карточки
громкий — тихий пример: клавесы (деревянные палочки) или металлофон
яркий — бледный пример: карандаши и мелки
кислый — сладкий пример: лимон и конфета
сладкий — соленый пример: мед и соленый огурец
приятный запах — неприятный запах пример: духи и дегтярное мыло
геометрические фигуры — треугольник, круг, квадрат, ромб, овал пример: здесь сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
геометрические формы — куб, шар, пирамида пример: здесь также сложно обойтись бытовыми предметами, потребуются специальные пособия
Большинство из этих сенсорных понятий к трем годам ребенком уже будут освоены, период активного впитывания информации будет завершен. После трех лет наступит период утончение усвоенных понятий чувственного восприятия. Я перечислю основные моменты, на которые стоит обратить внимание в этом возрасте.
Сравнительные степени всех уже пройденных понятий. Например: длинный – длиннее – самый длинный, большой – больше – самый большой и т.д.
Оттенки цветов. Например: темно-красный и светло-красный, а также сложные цвета: бордовый, розовый, лиловый, бирюзовый, лавандовый и т.д. Огромное значение для развития в этом возрасте имеет художественное творчество, когда ребенок сам становится созидателем – творцом цвета и формы.
Геометрические фигуры: прямоугольник, трапеция, многоугольники, эллипс и геометрические формы: призма, конус, пирамида, овоид, эллипсоид. У многих деток в этом возрасте проявляются математические наклонности, а представления о размерах, объемах, формах и количестве – это ни что иное как фундамент успехов в области математики.
Запахи и вкусы: самый широкий диапазон, который только возможен. Не верьте теории, что дети любят только сосиски и макароны, просто к такой еде они быстрее всего привыкают. Вносите разнообразие в семейный рацион. Пусть на столе всегда будут фрукты, овощи, зелень. Старайтесь регулярно знакомить ребенка с новыми запахами и вкусами, показывайте на своем примере любовь к разнообразной пище и разным ароматам.
Звуки: возраст трех лет – хорошее время, чтобы водить ребенка на музыкальные занятия, т.к. уровень восприятия звуков уже настолько развит, что способствовать их утончению могут только профессионалы. Но и не следует забывать о прослушивании классической музыки, посещении концертов.
Период сенсорного развития, который длится от рождения до шести лет состоит из множества отдельных этапов, и невозможно определить точный возраст, когда ребенок будет наиболее восприимчив к цвету, форме, звукам. У каждого малыша своя уникальная программа развития, поэтому важно создавать полноценную развивающую среду для ребенка, где в условиях свободного выбора занятий он мог бы развивать то чувство, в развитии которого в данный момент нуждается. Наша задача, как взрослых, — делать разнообразнее окружающую ребенка действительность — насыщать ее новыми образами, новыми предметами, новыми ощущениями. Не стоит ограничивать малыша в жажде познания, ведь чем больше информации он получит от рождения до шести лет, тем полнее будет его картина мира.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки