Чтобы иметь возможность помочь своему ребенку справиться с иррациональными страхами, необходимо, чтобы он сталкивался с пугающими его ситуациями или местами. Конечно, дети и подростки стремятся избегать всего, что их пугает, но их защитное поведение мешает им понять, что пугающие ситуации или места не опасны.
Процесс встречи со своим страхом лицом к лицу называется «воздействием» (экспозицией). Принцип воздействия предполагает, что ребенок должен многократно сталкиваться с пугающими ситуациями, пока не перестанет их бояться. Само по себе воздействие не опасно и не приводит к усилению страха. Спустя некоторое время тревога ребенка приобретет тенденцию к уменьшению.
Дети и подростки должны начинать с наименее пугающих ситуаций и переходить к таким, которые вызывают у них наибольшее чувство страха и тревоги. Со временем они почувствуют себя более уверенно в подобных ситуациях и, возможно, даже начнут получать от них удовольствие.
Часто этот процесс происходит естественным образом. Ребенок или подросток, который боится воды, берет регулярные уроки плавания и сначала опускает в воду стопы и ноги, затем опускается по пояс, после чего погружает все тело и, наконец, начинает нырять под воду. Дети и подростки с боязнью воды со временем способны полюбить плавание. Тот же процесс происходит и тогда, когда дети и подростки учатся ездить на велосипеде, кататься на коньках или водить машину.
Воздействие (экспозиция) – это один из наиболее эффективных способов преодоления страха. Однако он требует тщательного планирования, поощрения, моделирования и вознаграждения.
Как это сделать
Шаг 1. Помогите ребенку обрести понимание
Помогите своему ребенку понять то, как важно сталкиваться со своими страхами.
Используйте примеры. Задавайте ребенку соответствующие вопросы: «Саша боится воды, но очень хочет проводить время с друзьями в бассейне. Что он может сделать такое, чтобы перестать бояться воды?».
Большинство детей и подростков понимают, что, для того чтобы перестать чего-то бояться, нужно смело встречать и противостоять этому.
Вы можете объяснить детям это правило следующим образом: «Очень важно, чтобы ты сталкивался со своими страхами и понял, что пугающие тебя ситуации на самом деле безопасны. Хотя сначала тебе будет страшно, но вместе с практикой страх начнет уменьшаться. Начни с того, что пугает тебя меньше всего, и постепенно переходи к тому, что страшит очень сильно. Со временем ты свыкнешься с этими ситуациями и в конечном итоге, вероятно, даже полюбишь их».
Шаг 2. Составьте список всего, что пугает ребенка
Вместе с ребенком или подростком составьте список ситуаций, мест или предметов, которых он боится.
Например, если ваш ребенок боится расстаться с вами или делать что-то самостоятельно, список может включать следующие пункты: остаться в доме друга без мамы на десять минут; играть в одиночестве в течение двадцати минут; находиться на дне рождения друга без родителей тридцать минут. Если ваш ребенок боится общения, список может включать в себя следующее: сказать «привет» однокласснику; задать вопрос учителю; позвонить другу по телефону.
Полезные советы:
Группируйте страхи. У детей и подростков бывает много различных страхов, поэтому полезно группировать похожие страхи вместе. Например, ваш ребенок может бояться делать ошибки, ходить в школу и находиться вдали от родителей. Группировать детские страхи можно следующим образом: боязнь разлуки с родителями или членами семьи; боязнь общения с взрослыми или другими детьми; страхи, связанные с физической опасностью (плавание или езда на велосипеде); страхи, связанные с природой (боязнь животных или насекомых); опасения, связанные с медицинскими процедурами (боязнь врачей, стоматологов, уколов).
Работайте над преодолением страхов вместе с ребенком. Вместе с ребенком составьте список пугающих его ситуаций. Маленьким детям может понадобиться больше вашей помощи, в то время как подростки зачастую предпочитают делать это самостоятельно. Нужно просто предложить ребенку свою помощь.
Шаг 3. Создайте «лестницу» преодоления страха
Помогите ребенку упорядочить список страшных ситуаций и предметов от наименее до наиболее страшных. Для этого ему необходимо оценить свои страхи по шкале от 0 (страх отсутствует) до 10 (очень страшно). Эту шкалу можно назвать еще «термометром страха». Дети младшего возраста, скорее всего, не смогут оценивать свой страх по этой шкале, но зато они смогут рассказать вам о том, какие ситуации для них легкие, а какие наиболее сложные. Когда ребенок оценит каждую ситуацию, составьте окончательный список его страхов в форме «Лестницы» преодоления страха.
Полезные советы:
Попросите ребенка определить конкретную цель (например, спать в одиночестве в своей комнате), а затем составьте список шагов, необходимых для достижения этой цели (например, сначала спать в комнате родителей на матрасе на полу, затем спать в своей комнате с открытой дверью и т. д.).
Если у ребенка несколько разных страхов, выстраивайте «лестницу» преодоления страха для каждого из них.
Вознаграждайте храброе поведение. Противостоять собственному страху очень нелегко, но используемое вами вознаграждение поможет простимулировать храброе поведение ребенка.
Дети и подростки положительно реагируют на похвалу и поощрение. Например, вы можете сказать: «Молодец! Ты играл в гостях у друга без родителей», «Ты прекрасно познакомился с другими детьми!» и «Я горжусь тобой за то, что ты спишь в своей комнате».
Когда ваш ребенок сталкивается с сильным страхом, в качестве мотивации достижения цели полезно использовать особенное вознаграждение.
Каждая «лестница» также должна содержать инструкции и определять, что должен делать ребенок в не очень тревожной ситуации, как он должен поступать в ситуациях умеренного страха и, наконец, содержать подсказки о том, что он считает крайне тяжелым для выполнения прямо сейчас. Важно постепенно переходить от меньшего к большему страху.
Некоторые действия, предусмотренные «лестницей», можно разбивать на более мелкие шаги. Например, если ваш ребенок боится разговаривать с одноклассниками, разбейте преодоление этого страха на несколько этапов, таких, как сказать «привет» однокласснику, задать быстрый и короткий вопрос, а затем уже поговорить о том, как прошли его выходные.
Также важно учитывать и другие факторы, которые могут влиять на уровень страха. Например, временно́й промежуток (разговаривать с одноклассником в течение 30-ти секунд, вероятно, менее страшно, чем в течение пяти минут); время суток (оставаться одному в своей комнате в обед или вечером, когда темно); окружающую обстановку (плавать в бассейне или в озере); людей, находящихся рядом с ребенком (идти в гости к другу с мамой или старшим братом).
Шаг 4. Встречайтесь со страхами лицом к лицу
Побуждайте ребенка систематически заниматься тем, что вызывает в нем наименьшее чувство страха (например, постоянно говорить «Добрый день» незнакомым людям), пока его тревога относительно этого занятия не станет еще меньше. Если ситуация такова, что ваш ребенок вынужден пребывать в ней в течение определенного периода времени (например, находиться близко к собаке), побуждайте его пребывать в этой ситуации до тех пор, пока он не почувствует снижение уровня собственной тревоги (например, ребенок может стоять рядом с собакой 20–30 минут). Как только ребенок научится входить в ситуацию, не испытывая при этом сильной тревоги, он может переходить к преодолению следующего страха в своем списке.
Для некоторых детей или подростков полезно заблаговременно моделировать соответствующее поведение. Например, практикуйте с ребенком приветствие «Добрый день/здравствуйте» при встрече со (знакомыми и незнакомыми) людьми или показывайте, как надо безопасно гладить собаку.
Поощряйте вашего ребенка отслеживать собственный прогресс. Он может заполнить (анкетную) форму противостояния страху, которая поможет определить, насколько изменилась его тревога перед пугающей ситуацией после того, как он несколько раз посмотрел в глаза своему страху, и чему он при этом научился. Сделайте копии такой формы и просите ребенка заполнять по одной каждый раз, когда он сталкивается со своими страхами.
Полезные советы:
Не спешите! Ведь смотреть в глаза тому, что тебя пугает, очень страшно. Поддерживайте ребенка и не торопите его, принимайте во внимание его собственный темп.
Шаг 5. Практикуйтесь
Ребенку важно регулярно практиковаться в умении встречаться со своими страхами. Кое-что можно практиковать ежедневно (например, проводить время в одиночестве в своей комнате), в то время как другие навыки можно практиковать лишь изредка (например, спать дома у друга). Тем не менее, чем чаще ребенок практикуется, тем быстрее исчезнет его страх!
Шаг 6. Стремитесь к конкретной цели
Предложите ребенку особенный подарок (плеер, книгу, угощение, игрушку, поделку) или интересное занятие (сходить в кино, в цирк, в парк развлечений, отправиться на обед или ужин в ресторан, поиграть в игру, вместе приготовить особенное блюдо). Когда ваш ребенок научится успешно преодолевать свои страхи, количество вознаграждений можно сокращать, при этом не прекращая хвалить ребенка.
Когда ребенок преодолевает свой страх, он может вознаградить себя позитивным внутренним диалогом (например, «Я действительно хорошо постарался!») и приятными занятиями (например, просмотром любимого фильма).
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки