Ваш малыш не собирается прекращать уже вторую истерику за сегодня, и в комнате снова раздаются пронзительные, травмирующие слух, невыносимые крики. Вы с удовольствием сбежали бы из дома и прибились бы к бродячему цирку, будь хоть малейшая возможность, но… увы, нужно искать более рациональный выход из сложившейся ситуации.
Несомненно, такие моменты парализующего хаоса делают истерики еще более огорчающими. Однако не стоит рассматривать их, как стихийное бедствие, постарайтесь отнестись к подобным перепадам детского настроения как к возможности обучения.
Причины возникновения истерик у детей
Истерики могут принимать разные формы – от нытья и плача до криков, ударов об пол и дерганья ногами и руками, вплоть до задержки дыхания. Они одинаково свойственны и мальчикам, и девочкам, и, как правило, происходят в возрасте от одного года до трех лет.
У одних детей истерики случаются чаще, у других реже. В целом, это нормальная часть развития ребенка. С помощью истерики малыши демонстрируют свое огорчение или фрустрацию (подавленность от невозможности удовлетворить свои желания).
Истерики случаются, когда дети испытывают усталость, чувство голода или дискомфорт или же по причине того, что они не могут получить желаемое (например, предмет или внимание родителей). Умение справляться с фрустрацией – это навык, который дети приобретают в течение долгого периода времени.
Истерики чаще всего наблюдаются на протяжении второго года жизни, в тот период, когда у детей еще только начинают развиваться речевые навыки. Поскольку малыши еще не умеют выражать словами то, чего они хотят, чувствуют или в чем испытывают потребность, неудачные попытки сделать это могут спровоцировать появление истерики. По мере развития речевых навыков, истерики чаще всего проходят.
Также дети хотят независимости и контроля над своей средой обитания – большей независимости и большего контроля, чем им по плечу на данном этапе развития. Это часто провоцирует ссоры с родителями, так как ребенок думает: «Я могу это сделать сам» или «Я хочу это, дайте мне это немедленно». Когда дети обнаруживают, что не могут справиться с чем-то и не получают желаемого, они устраивают истерику.
Как избегать истерик
По возможности старайтесь предотвращать возникновение истерики, профилактировать ее. Вот некоторые советы, которые помогут вам в этом:
Предоставляйте ребенку достаточно позитивного внимания. Возьмите за привычку особо отмечать, акцентировать на хорошем поведении ребенка. Поощряйте вашего малыша похвалой и вниманием к его положительному поведению.
Давайте детям контролировать некоторые мелочи. Предлагайте им несколько вариантов выбора, например: «Ты хочешь апельсиновый или яблочный сок?» или «Ты хочешь чистить зубы до или после принятия ванны?». Таким образом, вы сможете избежать постановки вопроса в форме: «Ту будешь сейчас чистить зубы?», который практически всегда приводит к отрицательному ответу.
Храните запрещенные для ребенка предметы вне его поля зрения и досягаемости. Это снизит вероятность ссор по этому поводу. Очевидно, что это не всегда возможно, особенно вне дома, где у вас нет возможности контролировать окружающую обстановку.
Отвлекайте ребенка. Извлекайте пользу из пока еще неустойчивой концентрации внимания вашего малыша, предлагайте ему что-то другое вместо того, что ему нельзя. Начните новое занятие вместо того, которое запрещено или расстраивает его. Или просто измените обстановку. Выведите ребенка на улицу или заведите в дом или переведите в другую комнату.
Помогайте детям овладевать новыми навыками и добиваться успеха. Помогайте детям учиться чему-то новому. Хвалите их, чтобы они чувствовали внутреннее удовлетворение и радость от того, что теперь могут сделать что-то сами. Начинайте с чего-нибудь простого и только потом, после его освоения, переходите к более сложным заданиям.
Обстоятельно рассматривайте возможность выполнения просьбы ребенка. Является ли она чрезмерной, неоправданной? А, может быть, нет? По возможности, давайте ребенку желаемое.
Учитывайте пределы возможностей вашего ребенка. Если вы знаете, что ваш малыш находится в уставшем состоянии, то в этом случае вы должны понимать, что сейчас не самое лучшее время, чтобы пойти с ним в продуктовый магазин или попытаться заставить выполнить какое-то поручение.
Если существует угроза безопасности ребенка, а он при этом продолжает делать то, что вы ему запретили, накажите его, поставив в угол или другое нейтральное место (примените так называемый тайм-аут), или просто надежно удерживайте в течение нескольких минут. Будьте последовательными. Не идите на уступки в вопросах безопасности.
Тактика поведения во время истерики
Реагируя на истерику, самое главное сохранять спокойствие. Не усложняйте проблему собственной фрустрацией или гневом. Напомните себе, что ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка успокаиваться. А для этого важно самим быть спокойными.
Ваши действия и поступки служат примером для ребенка. Бить или шлепать ребенка нельзя ни в коем случае. Ведь так вы дадите понять, что использование силы и физических наказаний – это норма. В долгосрочной перспективе это может привести к еще более негативному поведению. Постарайтесь запастись достаточным количеством самообладания, которого хватит вам обоим.
С истериками нужно справляться по-разному, в зависимости от причины, по которой ваш ребенок расстроен. Иногда вам необходимо дать ему атмосферу комфорта и покоя. В других случаях лучше игнорировать эмоциональные всплески и отвлекать его новым занятием. Если ваш ребенок устал или голоден, ему следует вздремнуть или перекусить. Если истерика происходит после того, как вы в чем-то отказали ребенку, сохраняйте спокойствие и не пускайтесь в пространные объяснения о том, почему вы не можете дать ему то, чего он хочет. Попробуйте заинтересовать ребенка чем-то другим. Смените занятие.
Детей, которые во время истерики могут причинить вред себе или окружающим, необходимо уводить в тихое, безопасное место, чтобы они успокаивались там. Так же следует поступать, когда истерика происходит в общественных местах.
Дети дошкольного возраста и старше часто используют истерику как способ добиться своего (конечно, если у них есть опыт, подтверждающий, что такое поведение действует). Детей школьного возраста уместно отправлять успокаиваться в их комнату.
Вместо того чтобы устанавливать определенный лимит времени, скажите ребенку, что он должен оставаться в комнате, пока не восстановит контроль над своим поведением и эмоциями. Это даст ему права и возможности: он сможет влиять на результат собственными действиями и тем самым обрести чувство самоконтроля, которое было потеряно во время истерики. Но если вы отправляете ребенка в комнату не только по причине истерики, но и за проявленное негативное поведение (например, за то, что он кого-то ударил), стоит четко установить определенную продолжительность наказания.
После бури
Не поддавайтесь на истерику ребенка. Этим вы только подтвердите, что он нашел эффективный способ добиться своего. Хвалите ребенка за восстановление самоконтроля и учитывайте, что после истерики он, вероятно, очень уязвим и раним, так как, скорее всего, понял, что вел себя, мягко говоря, не очень хорошо. Теперь (когда ваш ребенок успокоился) пришло время объятий и уверений в том, что вы любите его несмотря ни на что.
Проконтролируйте, чтобы у ребенка было достаточное количество сна. При недосыпании дети могут становиться гиперактивными, раздраженными и демонстрировать крайности в поведении. Здоровый сон предотвращает большое количество истерик. Узнайте, сколько времени на сон требуется вашему ребенку в его возрасте. Время здорового сна должно удовлетворять его индивидуальные потребности и может отличаться от нормы, соответствующей его возрасту.
Когда необходимо обратиться к врачу
Обращайтесь к врачу в случае, если:
Вы часто испытываете гнев или теряете контроль, когда реагируете на истерику ребенка.
Вы уступаете истерике.
Истерика портит ваши взаимоотношения с ребенком.
У вас появляются вопросы о том, что вы делаете или что делает ваш ребенок.
Истерики становятся все более частыми, интенсивными или продолжительными.
Ребенок часто причиняет боль себе или окружающим.
Ваш ребенок кажется очень раздраженным, постоянно спорит и плохо идет на сотрудничество.
Врач поможет определить, есть ли у ребенка проблемы со здоровьем, которые могут усугубляться истериками или спровоцировать их. Так, проблемы, связанные со слухом или зрением, хронические заболевания, задержки речи или нарушения обучаемости могут делать детей более склонными к истерикам.
Помните: истерика обычно не является причиной для беспокойства и в большинстве случаев прекращается без вмешательства со стороны. По мере взросления дети постепенно приобретают навыки самоконтроля, учатся сотрудничать, общаться и справляться с раздражением. Чем меньше фрустраций и чем больше контроля над поведением, тем меньше истерик и счастливее родители.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки