В последние годы школьная форма стала обязательным атрибутом большинства школьников. Если правила ношения формы прописаны в Уставе образовательного учреждения, то нужно быть, как все, и ходить на уроке в одежде определенного цвета и фасона. Вопросы о том, хорошо это или плохо для ребенка, звучат постоянно. Одни родители опасаются, что школьная форма мешает прививать детям чувство стиля и вкуса. Мол, глядя друг на друга, школьники формируют представления о том, что красиво, а что нет, что модно, что им идет. Другие же родители, напротив, считают, что школьная форма позволяет сосредоточиться на учебе, а не на внешнем виде, препятствует распространению неравенства в классе (нет разделения на тех, кто одет беднее, и на тех, кто одет богаче). Споры не утихают уже много лет, и мы решили задать вопрос, как же на самом деле влияет школьная форма на детей, нашему психологу Анастасии Вялых.
«Вопрос введения единой школьной формы является спорным уже довольно давно, особенно за рубежом. Многочисленные исследования, касающиеся влияния стандартной одежды на успеваемость или психологическое состояние учеников, сильно противоречат друг другу. Поэтому если у семьи есть выбор – носить или не носить («дресс-код» не прописан в Уставе школы), то принять решение родители должны самостоятельно. Мы можем только рассмотреть общие моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии этого решения.
Первый такой момент касается внешнего вида. Многие считают, что школьная форма, представляя собой деловой стиль одежды, положительно влияет на дисциплину и успеваемость ученика. Деловой костюм действительно дает почувствовать ограничения рабочей или учебной обстановки. Однако, некоторым детям, особенно в младшем школьном возрасте, эти ограничения могут казаться просто некомфортными, одежда может быть изготовлена не очень качественно или из дешевых материалов. К тому же, не всем форма пойдет, и тогда настрой ребенка (особенно подростка, для которого внешность крайне важна) на учебу будет, наоборот, страдать.
Другим преимуществом введения школьной формы считается повышение сплоченности одинаково одетых учеников. Особенно это актуально в специализированных учебных заведениях, гимназиях, чья форма отличается от общей, отражает историю и ценности учреждения. Обратной стороной этого может стать противостояние учеников разных школ, когда по форме определяется «свой» или «чужой». Помимо этого, одинаковая одежда может вызывать протест старших школьников. В подростковом возрасте желание выделяться из толпы, проявлять свою индивидуальность или искать собственную уникальность (порой даже шокирующими способами) является нормальным, в то время как обязательная школьная форма этому препятствует.
Психологически ношение одинаковой одежды устраняет разделение детей и их семей по достатку. И ребенок, не испытывая давления по материальному признаку, может самоутвердиться в школьной среде за счет своих личностных качеств. С другой стороны, не все семьи могут позволить себе покупать дорогую форму из качественных материалов. И это, наоборот, может подчеркнуть неравенство. К тому же, необходимость регулярно покупать дополнительную к обычной одежде форму может приводить к напряженности в небогатых семьях, что, в свою очередь, скажется и на психологическом состоянии ребенка.
С учетом этих факторов можно сформулировать собственное мнение о необходимости носить школьную форму в каждом конкретном случае. При этом лучше помнить, что мотивация ребенка к достижению успеха в учебе, стремление к установлению дружеских отношений с одноклассниками или формирование собственного образа зависят не только и не столько от одежды, которую он носит, сколько от внутренних установок и принципов, усвоенных в родительской семье».
Как видно из комментария Анастасии Вялых, поставить точку в многолетнем споре о том, стоит или нет носить школьную форму, нельзя. И если выбора нет, и форма навязана правилами школы, остается смириться, ведь не так уж это и плохо, когда дети одеты одинаково.
Историческая справка
В России носить школьную форму начали в 1834 году
В России носить школьную форму начали в 1834 году: именно тогда был принят закон, утверждавший вид различных гражданских мундиров, по которым можно было судить о чине, звании и сословном признаке человека. Студенческие и гимназические мундиры относились к их числу. Костюм гимназиста выделял тех детей, которые принадлежали к дворянскому роду, а также детей из семей крупных промышленников, так как только они в то время могли себе позволить обучение в гимназиях. Форма считалась предметом гордости, поэтому мальчики носили ее не только на занятиях, но и появлялись в ней на улице, на торжественных вечерах и на праздниках, причем, для особых случаев существовал выходной вариант мундира.
Фасон формы до 1917 года менялся всего лишь несколько раз, чтобы отвечать веяниям моды. А в 1986 году появилась и женская форма, так как начался расцвет женского гимназического образования. Первые школьные наряды для девочек представляли собой скромные платьица с фартуком и белыми воротничками, цветовую гамму костюма каждое учебное заведение выбирало для себя самостоятельно. Например, в знаменитом Смольном институте благородных девиц воспитанницы младшего возраста носили платья кофейного цвета, чуть постарше – темно-синего, еще более старшие – голубого, и ученицы выпускного класса – белого. Это было обусловлено возрастными особенностями девочек: коричневый и темно-синий цвет были практичными и меньше пачкались, но считалось, что с возрастом «благородные девицы» должны становиться аккуратными, прилежными и чистоплотными, поэтому им и предписывалось носить светлую одежду.