Не секрет, что далеко не все дети любят учиться. У кого-то эта «нелюбовь» распространяется на отдельные предметы, а кто-то в принципе мечтает поскорее забыть о школе и уроках. Учеба – это деятельность, требующая немалых усилий, поэтому ребенку нужна серьезная мотивация. Могут ли такой мотивацией стать деньги? Давайте разбираться.
Что лежит в основе учебной мотивации?
Любое действие человека подкрепляется мотивацией. Если нет потребности, то желание проявлять активность отсутствует — человеку это просто не нужно. Естественно, чем больше значимость этой потребности, тем сильнее готовность прилагать усилия и тратить время.
Учебная деятельность решает ряд потребностей:
познавательную: ребенок познает мир, удовлетворяет свое любопытство;
самоуважения: в результате хорошей успеваемости ребенок получает одобрение, как в виде высоких оценок, так и в виде похвалы;
социальную: хорошая учеба – это способ завоевать авторитет и уважение сверстников, возможность претендовать на более высокое положение в коллективе;
эмоциональную: успех в учебе позволяет получить удовольствие от достижения поставленных целей, решения непростых задач и преодоления трудностей;
саморазвития: желание обрести новые навыки, знания, научиться делать что-то нестандартное.
Как видим, «выгоды» от учебы нематериальные. Ребенок ходит в школу за знаниями, умениями и навыками, которые впоследствии определят его будущее. Он же стремится к ощутимой личной пользе в настоящем.
«Ребенок с детства должен понимать, что деньги даются трудом»
Многие родители считают, что любой труд должен оплачиваться, в том числе и учеба. Верно, но не в этом случае. Труд имеет две формы: для общества и для себя. Когда человек трудится для себя, то получает личную выгоду и не предъявляет «счет» обществу. Учебная деятельность относится именно к такой форме труда! Плата за учебу формирует у школьника неверное представление о том, чем и как люди зарабатывают на жизнь, подменяет учебные мотивы прагматическими.