В процессе воспитания детей родители могут пойти одним из трех основных путей: власти, покорности или диалога. Рассмотрим более детально каждый из них.
Власть
Этот путь основан на убеждения взрослого, что родитель всё и всегда знает лучше сына или дочери и, соответственно, всегда прав. Такой родитель своим поведением наглядно демонстрирует ребенку, кто главный. Ребенок при этом должен подчиниться его воле, в идеале – без обсуждения. Зачастую родитель выступает в роли контролера, судебного исполнителя, судьи, правителя, полицейского, а иногда и «палача». Такое отношение может спровоцировать у ребенка появление чувства бунта, злости, гнева, горечи, ощущения несправедливости, обиды, унижения. У него возникает убеждение, что родитель его не понимает и, возможно, даже не любит.
В поведении ребенка могут появиться сопротивление, ложь, покорность, агрессия, враждебность, лживость, лицемерие. Ребенок может подумать, например: «Никто не считается с моим мнением, а значит, то, что я думаю, ничего не стоит и попросту глупо», «Я бесполезен, раз меня нужно постоянно контролировать, следить за мной и проверять», «Только родители знают, что хорошо, так зачем же я должен напрягаться?! Раз уж я не могу быть лучшим из лучших, то буду лучшим из худших».
Возможные последствия для ребенка – отсутствие желания измениться для того, кто не уважает и кто не считается с его чувствами; зависимость от мнения и оценок других людей, неспособность к творческому мышлению, самостоятельному решению проблем, формирование низкой самооценки, неверия в собственные силы.
Возможные последствия для родителя – чувство беспомощности, бессилия, фрустрация в связи с кратковременными результатами воспитательных усилий, недовольство ребенком и собой как родителем.
Возможные последствия для семьи – эмоциональная холодность, отчуждение, неприязнь, враждебность, частые конфликты; семья становится полем боя, дети не могут выдержать присутствие родителей и им трудно уживаться с ними.
Покорность
На этом пути родитель «для спокойствия души» уступает ребенку несмотря на то, что это идет вразрез с его чувствами и потребностями. Он подчиняется воле ребенка, чтобы избежать конфронтации с ним. Родитель находится в положении подчинения и покорности, подавляя свои гнев и раздражение, вызванные «диким», эгоистичным, полным запросов и претензий поведением ребенка.
Ребенок ощущает свою победу над родителем. Это порождает у него смешанные чувства: чувство триумфа, но и чувство вины, а также неуверенность в связи с отсутствием той важной опоры, которую должна предоставляет ему сила взрослого человека (родителя). Ребенок может сделать для себя следующий вывод: «Все должны мне подчиняться», «Наиважнейшее – это мои потребности и чувства», «Родители будут делать все, что я захочу, достаточно мне только проявить упорство». Свои права ребенок отстаивает с помощью крика, плача, шантажа или психологического давления.
Возможные последствия для ребенка – неуверенность в том, любит его родитель или нет, вытекающая из непроявленного родителем гнева или разочарования, отсутствие чувства безопасности по причине своеобразной замены ролей: родитель оказывается «слабым», ребенок – «сильным». В результате у ребенка могут развиться импульсивность, эгоизм, а также невозможность подчиняться авторитету и сотрудничать в группе (проблемы в школе и среди сверстников).
Возможные последствия для родителей – нежелание быть с ребенком, бессилие, недовольство собой как родителем. Фрустрация из-за постоянных уступок ребенку вопреки собственным потребностям и чувствам.
Возможные последствия для семьи – отчуждение, холодность, родители не могут выдерживать проявлений своих детей и им трудно уживаться с ними.
Диалог
На пути диалога родители передают ребенку важные для них ценности, принимая во внимание чувства и потребности детей, а в конфликтных ситуациях они ищут общего решения, удовлетворяющего все заинтересованные стороны. Родитель уважает чувства, потребности и мнение ребенка, становится посредником в познании мира. Помогает ребенку в раскрытии его возможностей, поддерживает его в построении правильной адекватной самооценки. Родитель также уважает и свои чувства и потребности, умеет твердо сказать «нет», когда этого требует определенная ситуация.
Ребенок вправе иметь и выражать свое мнение и принимать участие в принятии решений. Благодаря такому положению, он может почувствовать удовлетворение собой, уважение к своему мнению и мнению других, хорошую самооценку. Поэтому относительно самого себя ребенок может думать в положительном ключе: «Я умею найти нужное решение», «Я могу быть ответственным, могу позволить себе многое», «Я попробую свои силы, а если что-то не получится, я попробую еще раз».
Возможные последствия для ребенка – желание сотрудничать с родителями. Ребенок развивает уверенность в себе, уважение к потребностям и чувствам (своим и родителей), творческое мышление, инициативу, независимость, смелость пробовать что-то новое.
Возможные последствия для родителей – удовлетворение собой в качестве родителя, ощущение близости с ребенком, радость быть вместе с ним, дружить; смелость при выражении неприятных чувств и эмоций (злость, гнев, разочарование), не повреждая при этом чувства ребенка, но открывая ему свою реакцию и свое состояние.
Возможные последствия для семьи – уменьшение количества конфликтов (а те, которые возникают, решаются своевременно). Ребенок учится самостоятельности и ответственности. Развивается диалог между родителями и детьми.