С помощью слова, примера, можно создать четкие представления о том, как надо себя вести, более того — пробудить потребность в таком поведении, но сформировать само поведение, тем более привычки поведения, нельзя. Это можно сделать, лишь включая в деятельность, организуя поведение, упражняя в тех или иных поступках. Именно поэтому требование: воспитывать в деятельности (в игре, учении, труде) — является одним из ведущих в семейной педагогике.
В игре, — писал А. В. Луначарский, — органы проявляют себя с полной свободой, т. е. так, как для них наиболее естественно… отсюда особенное наслаждение от игры. Она имеет активный творческий характер, эмоционально насыщена, сопровождается чувствами увлечения, веселого настроения и т. д.
Почему дети любят игры, тянутся к ним? От природы они наделены потребностью в движении. Причем больше влекут не сумбурные, а упорядоченные, осмысленные действия, т. е. те, на которых строятся подвижные игры. Далее. Дети торопятся стать взрослыми, хотят утверждать себя делами, но сил пока не хватает… На помощь приходят строительные игры.
Из песка, снега, глины, кубиков строят дома, улицы, из деталей конструктора собирают модели различных машин. Они испытывают огромную радость: сами делают, сами строят. Далее, детей влечет потребность хотя бы в условной игровой ситуации быть в роли людей, которые им нравятся, проявлять себя так, как им не удается пока проявлять себя в жизни. Пусть понарошку, но без особого труда они становятся теми, кем мечтают стать: водителями троллейбусов, летчиками, капитанами и т. д. Таким образом, дети любят игры, потому что с их помощью лучшим образом удовлетворяют свои потребности в активной деятельности, в активной социальной роли.
Строительные игры учат планировать работу, подбирать материал, оценивать результаты деятельности ребенка, проявлять творчество, смекалку, способствуют выработке трудовых умений и навыков.
Познавательные, интеллектуальные, как правило, основаны на соревновании: кто знает больше, кто отгадает, сделает быстрее, кто придумает, напишет больше и т. д. Например, из букв, входящих в слова «контрабас», придумываются новые слова. Подобные игры стимулируют работу внимания, памяти, мышления, воображения.
Музыкальные, ритмические игры строятся на движении, беге, прыжках под музыку, воспитывают свободу, изящество, легкость движений, любовь к музыке, укрепляют здоровье.
Подвижные игры — это игры, построенные на движениях, в ходе выполнения которых участники достигают заранее поставленные цели. Подвижные развлечения способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, проявлению взаимопомощи и т. д.
Игры-упражнения (тренировочные) направлены на развитие глазомера, внимания, наблюдательности и других способностей ребенка. Например, предлагаете сыну досчитать быстро до тридцати, не произнося числа, оканчивающиеся или делящиеся на тройку, а вместо них говорить: «Ах, какой я внимательный!» (игра на развитие внимания). Или — организуете между детьми соревнование: кто больше найдет вокруг себя за 15 секунд предметов зеленого цвета (игра на развитие наблюдательности).
Ролевые, сюжетные игры «в кого-то», «во что-то» — это изображение детьми характеров привлекательных для них людей и ситуаций, в которых характеры проявляются. Дети играют «в школу», «в больницу»,
«в войну», «в летчиков», «в пограничников» и т. д. Само содержание игры заставляет детей стремиться максимально, приблизить условия ее к реальной жизни, внести в нее такие моменты, в которых будут не только условно изображаться, но и действительно проявляться (а, следовательно, воспитываться) положительные человеческие качества.
Все игры для детей — развлечение, но есть такие необычные игры, которые ничего, кроме веселых минут, смеха, не несут. Это игры-шутки, забавы. Дети любят их. Вспомните игры «в чепуху», «в глухие телефоны» — сколько шумного веселья они дарят ребятам!
Итак, нет детства без игр, и следует правильно их воспринимать: при необходимости организовывать, при возможности не уклоняться, а принимать участие вместе с детьми.
Огромное значение для развития детей имеет труд. Говорят, труд воспитывает. Следует добавить, если он правильно организован, ибо плохо организованный труд — никуда не годный воспитатель. Детский труд лишь тогда становится мощным фактором развития, когда отвечает ряду требований.
Прежде всего, ребенка необходимо вооружить четкими представлениями о цели предстоящей работы, добиться, чтобы он принял ее, чтобы она стала его собственной целью, а, следовательно, руководством к действию.
Работа для ребенка не должна быть слишком трудной или слишком легкой. Непосильная деятельность вызывает неуверенность в своих силах, ослабляет целеустремленность, порождает небрежность в труде. Слишком легкий труд является источником праздности, разболтанности и зазнайства. То и другое не способствует оптимальному развитию малыша. Труд должен быть посильным, но нелегким препятствием, преодоление которого несет радость победы и самоутверждения.
Детский труд должен увенчиваться положительным результатом, вызывающим у детей чувство радости и гордости за успехи, личные и коллективные. Поэтому надо так его организовать, чтобы юные труженики смогли начатое дело довести до конца.
Очень важно вовлекать детей в различные виды труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию видов работы.
В разнообразной деятельности он находит удовлетворение, а при однообразной испытывает скуку и утомление.
Можно назвать и другие требования: постоянность, непрерывность, творческий характер труда. Все они направлены на повышение его эффективности как средства воспитания.