Отсутствие единых требований в воспитательной работе. Это одно из распространенных зол семейного воспитания вырастает на различных корнях, иногда уходящих в глубину прошлого.
Супруги выросли в неодинаковых семьях и принесли с собой опыт своих предков, в том числе свою систему требований. Если этот опыт не будет откорректирован педагогическим образованием или самообразованием, он может значительно различаться и, естественно, сказываться на характере требований к детям. Мы говорим о семье, где муж и жена равноправны и могут свободно изъявлять свою волю. Здесь единственный путь обеспечения единства требований: повышение уровня педагогических знаний, на основе их выработка общих убеждений, побуждающих к единству требований и действий. Вы скажете: в авторитарной семье, где воле одного подчинены все, это единство всегда обеспечено. Да, это так. Но это не то единство: здесь родитель дублирует требования другого даже тогда, когда убежден в их неразумности. Это недопустимо в воспитательном процессе. К счастью, такое единство требований у нас становится архаизмом.
Родители, как правило, обладают разными привычками, различным уровнем развития и культуры. Например, один во всем — в одежде, в поведении за столом, в работе — удивительный аккуратист, другой — несколько неряшлив, небрежен. И требования их к ребенку неодинаковы: один настойчиво добивается в его поведении аккуратности, другой чаше всего смотрит на это сквозь пальцы. Подобное мы можем наблюдать и при проявлении других качеств. Ясно, в такой ситуации одному из супругов необходимо повысить требования к себе и к своему ребенку.
Папа с мамой ежедневно наблюдают своего малыша, но видят, понимают, постигают его по-разному. Это вполне понятно: у каждого свой ум, своя психологическая зоркость. Более того, они принимают неодинаковые решения. Чтобы не допускать разнобоя в воспитательной работе, надо постоянно обмениваться своими наблюдениями и совместно вырабатывать общую педагогическую платформу.
В некоторых семьях папа постоянно работает в первую смену, поздно возвращаясь домой.
В долгожданные короткие встречи с сыном он балует его, нередко позволяет то, что жена никогда не позволяет. В какой-то степени папу можно понять, но даже в этих условиях надо беречь здоровый педагогический климат в семье.
Особенно нелегко предъявить единые требования к ребенку в доме, где принимают участие в воспитании детей родители родителей. Они, как правило, в восторге от своих внуков, завышают их способности, постоянно во всем опекают, снижают требования… А молодые не решаются откорректировать их действия: вдруг обидятся (они это умеют). Обижать незаменимых помощников не хочется. И все-таки мягко, тактично надо делать им замечания — ради морального здоровья наших детей.
Итак, преодолевая различные препятствия, мы должны стремиться к единству требований. Только при наличии их возможно воспитать нравственно здоровую личность.