Если вы устали от бесконечных вопросов вашего ребенка, которых он вполне мог бы и не задавать, дав себе труд подумать, и хотите, чтобы он привыкал мыслить самостоятельно, приучите его к встречным вопросам, грамотно задаваемым вами, которые станут иллюстрацией универсального подхода к чему бы то ни было.
Все знают, что вопросы формируют мышление, но когда мы говорим нашим детям, чтобы они прекратили делать что-то нежелательное, слушались или помогали нам, то попадаем в ловушку единоличного принятия решений и в конечном итоге возлагаем весь мыслительный процесс на себя, не давая детям пространства для собственных усилий мысли.
Например, если мы не согласны с поведением ребенка, вместо того чтобы делать ему выговор, лучше навести его на размышления вопросами типа «Ты уверен, что это хорошая идея?» или «Ты не мог бы придумать, как сделать это другим способом?», что, в свою очередь, поможет нам снять с себя бремя критики.
Человеческий мозг ищет примирения. Когда мы задаем много вопросов, мозг ребенка становится настолько занятым, что у него остается меньше энергии для противостояния с родителями.
Это действительно работает. Вместо того чтобы говорить детям, что делать, когда и почему, мы поступим гораздо мудрее, если будем задавать вопросы. Когда наши дети просят помочь им найти решение какого-то вопроса, зачастую мы склонны делать это незамедлительно, но на самом деле не будет проявлением слабости, если мы ответим: «Не знаю. А ты сам как думаешь?». Поступая таким образом, мы помогаем детям стать увереннее, потому что даем им понять, что считаем их способными продуктивно размышлять и самостоятельно генерировать новые идеи.
Обычно, если у нас складывается впечатление, что наши дети делают плохой выбор, мы расстраиваемся и стремимся дать им лучший совет, объяснив, как сделать что-то правильно. Однако лучше задать им наводящий вопрос: «А ты учел, что из этого может выйти _______?». Это будет выглядеть гораздо менее предвзято с вашей стороны и создаст условия для того, чтобы они повторили и усовершенствовали свои мыслительные усилия. Вы можете задавать наводящие вопросы, такие как «Как думаешь, что из этого выйдет?», которые помогут им подумать о последствиях.
Вот еще несколько вопросов, которые будут удерживать внимание детей и снимут напряжение в трудной ситуации: «Хочешь узнать, что произошло с другим мальчиком, который пытался сделать то же самое?» (и вы должны вспомнить или придумать несколько действительно убедительных историй) или «Думаешь, будет хорошо, если ты так поступишь?».
Если ребенок заходит в тупик, подбодрите его вопросом, полным сочувствия: «Что ты намерен делать дальше?», который будет сигнализировать о том, что вы верите в него и в то, что он сможет найти решение самостоятельно.
Как только дети смогут найти несколько способов решения своей проблемы и начнут испытывать определенные трудности при выборе наиболее правильного, подключитесь и помогите им вопросом: «Какой из способов, по твоему мнению, является наилучшим для решения проблемы?» или помогите подумать о последствиях в совершенно конкретном контексте: «Есть ли у тебя достаточно денег, чтобы возместить возможный ущерб?».
И если вы действительно не согласны с решением вашего ребенка, спросите у него: «Это, по-твоему, мудрое решение? А не может случиться _______?», это поможет ему взглянуть на свое решение под другим углом и пересмотреть его.
Одним из универсальных вопросов, который родители могут взять на вооружение, это: «Чем ты должен заниматься в данный момент?» или «Что ты обещал мне сделать?». Эти вопросы гораздо лучше воспринимаются детьми, чем постоянное родительское нытье типа: «Когда ты, наконец, займешься уроками» или «Ты помоешь, наконец, посуду»?
Но просто задавать вопросы иногда бывает мало. Нужно задавать их так, чтобы максимально вовлекать ребенка в размышления и, соответственно, формирование правильного ответа. Для этого нужно задавать открытые вопросы, которые предполагают развернутый, а не односложный ответ.