Вы когда-нибудь слышали от учителя вашего ребенка следующие слова: «Ваш сын такой аккуратный и организованный. На его парте всегда порядок, он выполняет задания тремя разными пастами и всегда вовремя делает домашнюю работу»? Возможно, слова учителя были несколько иными: «Рабочее место вашей дочери выглядит так, будто по нему прошелся торнадо. Она часто не знает, где лежат ее учебники и тетради, а ее работы неаккуратны и измяты». Кажется, что одни дети обладают врожденной способностью быть организованными и ответственными, в то время как другие не имеют подобных черт. Некоторые из нас являются родителями обоих типов детей, и мы порой удивляемся, почему они такие разные.
Независимо от личностных особенностей вашего ребенка, его можно научить быть ответственным с помощью целенаправленных воспитательных приемов. Имейте в виду, что все дети разные, и они учатся быть ответственными различными способами и в разной степени. Далее в статье речь пойдет о том, как правильно определять степень ответственности, необходимой ребенку, какие навыки нужно развивать, как научить его ответственному поведению и как ответственность помогает детям в учебе.
Ответственность
Важно давать детям возможность демонстрировать, что они несут ответственность за свои действия, учебу, домашние обязанности и взаимоотношения. Ответственный поступок включает в себя доверие, умение принимать решение и отвечать за свое поведение. Уроки ответственности нужно давать уже в самом раннем возрасте и продолжать преподавать их в течение всего детства и юности. Хороший способ научить ребенка быть ответственным – назначить ему определенные домашние обязанности. Эти задания должны стать для него возможностью оказать помощь родителям, а не быть наказанием, также нужно установить правила и последствия за их нарушение. Родителям нужно постоянно предлагать своим детям возможность быть ответственными и самим при этом действовать ответственно.
Будьте позитивны и устанавливайте с детьми четкую обратную связь о выполнении домашних обязанностей. Чаще поощряйте ребенка, когда он демонстрирует ответственный подход, и обсуждайте с ним негативные аспекты плохо выполненных заданий, если он подходит к ним безответственно. Помогите ребенку осознать важность своих обязанностей и взять их под контроль. Говорите об этом с точки зрения поведения, а не самого человека. Скажите: «Дима, ты прекрасно помыл машину». Не нужно говорить: «Ты молодец». Говорите: «Полина, ты не закончила мыть пол», а не «Ты такая безответственная». Поведение может быть положительным или отрицательным. Дети должны знать, что их родители любят их в любом случае, даже тогда, когда разочарованы их действиями.
Дети должны детально разбираться в своих домашних обязанностях, в том числе знать, когда их нужно завершить и представлять себе последствия их невыполнения или ненадлежащего выполнения. Иногда родителям нужно помогать детям, но не следует делать всю работу за них. Дети также должны знать, что они несут ответственность за исправление ошибок, когда это возможно. Например, если ребенок устроил беспорядок, он должен убрать за собой. Многие родители прикрепляют график заданий на холодильник с указанием имени ребенка, вида работы, времени ее окончания и качества выполнения.
В конечном итоге, мы хотим, чтобы наши дети росли ответственными людьми, потому что это здоровая и важная черта характера, которая необходима для успеха в жизни. Поэтому родители должны привить своим детям чувство истинного удовлетворения (внутреннее чувство уважения по отношению к себе и радость), а не довольствоваться внешним поощрением (конфетами, деньгами или игрушками), чтобы увидеть ответственное поведение.
Какой должна быть мера ответственности ребенка?
Интеллектуальный уровень детей растет по мере их взросления, поэтому родители должны давать детям работу, соответствующую их возрасту. Сначала дети должны успешно усвоить ответственность на более низких уровнях, а затем уже переходить к более сложным заданиям. Слишком большое количество заданий может расстраивать детей, заставляя чувствовать, что они не могут выполнить ни одно задание должным образом. Дети, которым дают слишком сложные задания, могут считать, что они неудачники и не в состоянии справиться ни с чем. Но дети, от которых вообще не ожидают ответственности, могут чувствовать себя недостойными и иметь заниженную самооценку. Чтобы повысить самооценку ребенка, родители должны повышать уровень ответственности по мере его взросления.
Дети ясельного возраста в качестве практики ответственного поведения могут самостоятельно мыть руки, убирать свои игрушки, выбирать между апельсиновым и яблочным соком и делиться игрушками с друзьями. С раннего возраста дети должны уметь делать контролируемый выбор и иметь ограниченные полномочия. Маленькие дети должны получать кратковременные задания. Большие задания нужно разделять на более мелкие, возможно, на протяжении дня или недели.
Дети младшего школьного возраста могут выполнять такие домашние обязанности: накрывать и убирать со стола, развешивать полотенца и выносить мусор. Они должны вовремя делать домашние задания, готовить одежду к школе и содержать в чистоте и порядке свою комнату. В этом возрасте уже надо разрешать детям пользоваться своими деньгами. Пусть они совершают ошибки и, конечно, страдают от последствий. Детям, которые хотят новую игрушку, можно посоветовать копить, откладывать деньги на ее приобретение. Если они тратят деньги на что-то другое, то должны понимать, что так они лишают себя возможности обзавестись новой игрушкой, пока снова не накопят на нее.
Привлекайте детей к выбору, установлению правил выполнения и определения последствий за невыполнение домашних дел и обязанностей. Когда дети лично заинтересованы в своих действиях, они охотнее будут выполнять свои обязанности. В этом возрасте дети лучше понимают позитивные уроки ответственности и последствия безответственности.
Дети среднего школьного возраста могут выполнять множество домашних обязанностей. Они могут мыть посуду, пол, стирать, нянчить маленьких детей и готовить простые блюда. В возрасте 10–12-ти лет многие дети начинают узнавать о социальной несправедливости. Поговорите с ними о том, что они могут сделать для решения социальных проблем. Некоторые дети начинают добровольно помогать в приютах, учить младших школьников или выполнять поручения пожилых соседей. Эти действия могут перерасти в более крупные проекты помощи в подростковом возрасте, когда дети способны брать на себя еще больше ответственности.
Старшеклассники способны нести ответственность за многие задачи дома и в школе. Поэтому им надо доверять и давать возможность принимать более активное участие в жизни семьи и коллектива. Подростки должны нести ответственность за время, которое они проводят в телефонных разговорах; заниматься домашними делами, такими, как помощь по работе во дворе, приготовление пищи, забота о младших братьях и сестрах, выполнение семейных поручений и покупка продуктов; работать неполный рабочий день и управлять собственным банковским счетом. Возлагайте на подростков ответственность распоряжаться собственными деньгами, чтобы они извлекли важные уроки из своих проб и ошибок. Таким образом, вы лучше подготовите их к управлению своими финансами, когда они станут взрослыми.