Первого сентября школы наполняются радостными голосами бывших дошколят, готовых к новым знаниям и открытиям. Они разные: светлые и темноволосые, шустрые и застенчивые, но всех объединяет общая гордость – новый статус. И совсем скоро появляются первые трудности. Октябрь – самое время заметить их и начать решать.
Адаптация
Первые дни ребенка в школе связаны с процессом адаптации – привыкания к новым условиям и статусу. Привыкание происходит сразу по двум параметрам: физическому и психологическому. Длительность этого периода зависит от психофизических особенностей ребенка и в среднем занимает от 3-х до 6 месяцев.
Трудности вполне объективны:
изменился распорядок дня;
ограничение времени для игры и свободной деятельности;
невозможность самому определять свою длительность;
необходимость подчиняться требованиям учителя и правилам школы;
появление большого числа новых знакомых.
Особенно трудно принять изменения детям с индивидуальными особенностями нервной системы. Это:
гиперактивные дети, у которых возбуждение преобладает над торможением и снижена концентрация внимания. Самое сложное для них – выдержать 35-45 минут урока и при этом слушать и воспринимать информацию. Честно говоря, в первые школьные месяцы это трудно всем детям.
Соматически ослабленные дети, у которых повышен порог утомляемости. Они быстро устают, им требуется отдых или хотя бы смена деятельности. Такие дети не могут концентрироваться, не воспринимают информацию, ощущают дискомфорт физического состояния.
Инфантильные дети, воспринимающие школу как игру, которая затянулась и надоела, к тому же перестала быть интересной. Дети стараются найти себе другое занятие или пытаются слезами и нытьем манипулировать взрослыми.
Дети с низким уровнем общительности. Постоянные прикосновения к ним (задели, толкнули, дотронулись) и необходимость взаимодействовать с кем-то вызывают у них стресс.
Хорошо подготовленные дети, которым скучно в первые месяцы учебы, так как им все известно. Из-за скуки такие дети тоже ищут себе другое занятие, теряя интерес к учебе.
Не стоит думать, что кто-то легко проходит адаптацию – всем детям сложно, и чтобы помочь, нужно понимать трудности этого периода.