Иногда разговор с ребенком превращается в спор или заканчивается скандалом с взаимными обвинениями и оскорблениями. Такой исход отбивает всякое желание общаться и приводит к стремлению обходить острые темы.
Что же делать: молчать и пускать ситуацию на самотек? Нет, конечно. Разговаривать надо, но делать это нужно конструктивно.
Конструктивный диалог заключается в обоюдном желании договориться о решении какой-либо проблемы или задачи так, чтобы результат устраивал обе стороны. Конструктив всегда заканчивается определённым выводом или решением — строятся планы, заключается устный договор.
При неконструктивном общении часто используется негативная лексика, задеваются личные качества, результат беседы никого не устраивает, да и находиться в этом диалоге неуютно.
Примеры неконструктивного общения
Сравнение: «Ты ещё хуже, чем твоя подружка. Ошибки совершаешь на каждом шагу!». У ребёнка возникает обида и снижается самооценка, появляются ревность и соперничество. И доверия к родителю не прибавляется.
Пренебрежение: «Ну нашёл проблему!» — исчезает желание делиться с родителями своими переживаниями.
Приказ: «Немедленно прекрати реветь!» — ребёнку нужно участие, и пока его нет, конструктивного диалога не состоится.
Отсутствие вовлечённости: родитель задает формальные вопросы, и ребёнок понимает, что его не слушают, что он не интересен. Подобную реакцию вызывают и «спешащие» родители, когда говорят: «Ну что ты там хотел, говори короче, я спешу».
Критика: «Ну ты в своём репертуаре…» — формирует у ребёнка неуверенность в своих силах.
Предвидение: «А я тебя предупреждала…» — этой фразой родитель порицает и одновременно отказывает ребёнку в поддержке. О чём дальше говорить?
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки