При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.
Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.
Причины умственной отсталости у детей
Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.
На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).
различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;
тяжелые инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, скарлатина, цитомегаловирус, ВИЧ;
заражение матери во время беременности токсоплазмозом или другими паразитами;
увлечение будущей матери никотином, алкоголем или наркотиками;
недоношенность, преждевременные роды;
родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);
наследственный фактор;
генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и т.д.);
заболевания мозга и мозговых оболочек у малыша (менингит, менингоэнцефалит);
расстройство белкового обмена (фенилкетонурия).
– Очень важно и отношение матери к своему ребенку, если мать не будет общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, показывать и рассказывать об окружающем мире, у малыша не только возникнут серьезные с речью и пониманием обращенной к нему речи, но и будет хромать вся познавательная деятельность в целом, это может быть чревато серьезными последствиями в дошкольном и школьном возрасте, – рассказывает олигофренопедагог, дефектолог, логопед Лариса Пристанская.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки