За последнее время случилось сразу несколько скандалов в детском и молодёжном спорте. В Чите известный тренер и чемпион по единоборствам покончил с собой после того, как некоторые родители его учеников обратились в полицию, увидев синяки на детях. Впрочем, вина конкретно этого тренера не была доказана. А в Италии федерация гимнастики вместе с прокуратурой начала расследование случаев жестокого обращения тренеров с гимнастками. Скандал начался с того, что девушки рассказали, как тренер унижала их по поводу веса.
Можно ли добиться спортивных успехов через насилие и жестокость? Нужны ли рекорды такой ценой? Где грань между требовательностью и жестокостью? Когда родителям стоит вмешаться в отношения тренера и его ученика? На вопросы aif.ru ответила профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Авдеева.
Педагог: авторитетный, но не авторитарный
— Наталья Николаевна, как не перейти эту грань тренеру и педагогу, за которой начинается насилие?
— У хорошего педагога должны быть требовательность и строгость. Тем более у тренера. Он должен учить детей преодолевать трудности, преодолевать себя, учиться себя контролировать. Чего категорически нельзя допускать — так это всякого рода насилия, в том числе психологического. Одно дело, когда тренер убеждает: «Ты это можешь, я уверен в тебе, попробуй еще». А другое дело, когда он кричит: «Ты что, идиот? Это даже маленький может».
Поэтому не должно быть никакого вербального насилия — оскорблений, насмешек, обесценивания и т. д. А также эмоционального насилия, когда тренер выражает по отношению к ученику негативные эмоции — презрение, злость, гнев. Обесценивание ребенка и отношение к нему как к вещи, которая должна крутиться по мановению волшебной палочки педагога, — это недопустимо.
— В Италии гимнастки сейчас обратились в суд, потому что тренер издевался, обзывал за лишний вес…
— Сложилось расхожее мнение, что тренер должен быть авторитарным и жёстким. Иначе не будет результатов. Это не так. Есть тренеры, которые уважительно относятся к детям, и их воспитанники достигают очень высоких результатов. К примеру, Татьяна Тарасова в фигурном катании. Для нее все подопечные — все равно что родные дети. Есть и другие примеры. Педагог должен быть авторитетным, а не авторитарным.
К ребёнку нужно относиться с уважением. И тренер должен это показывать, настраивать ребёнка на то, что у него есть потенциал, способности и он должен их реализовать.
— Есть мужские виды спорта, где травмы возникают регулярно, да и тренеры в том же хоккее ведут себя с ребятами жёстко.
— Да, это жесткий мужской вид спорта, и в нём допустимы силовые приемы. Поэтому отношения с тренерами, наверное, тоже не могут быть слишком добродушными.
А вот девочки очень чувствительны к оценке своей внешности. У них и так в силу возраста по этому поводу могут быть внутренние конфликты и комплексы. Они зачастую не уверены в себе. Конечно, на фоне того, что тренер постоянно даёт негативные оценки их внешности, эта неуверенность в себе будет только увеличиваться и, как следствие, снижать способности и возможности проявить себя. Главное, что это может иметь большое влияние в будущем и вылиться в психологические травмы.
Как заметить проблему?
— Как родителям заподозрить, что ребенок страдает от непростых отношений с тренером?
— Обычно это видно по настроению ребёнка, когда он пришел после тренировки. Надо различать, когда он устал, а когда он чем-то обижен или оскорблен, подавлен, когда у него сильно снижается настроение после тренировки. На это нужно обратить внимание и выяснить причины. Во всяком случае родители должны быть в курсе того, что происходит на тренировках.
Дело в том, что ребенок потом начинает как-то так увиливать от занятий: «Я сегодня не пойду, что-то плохо себя чувствую». У него начинает появляться тревога в связи с тем, что нужно идти на тренировку, где он получает какие-то негативные впечатления и эмоции. У него даже физиологически может учащаться дыхание, сердцебиение. То есть сама мысль о тренировке, о том, что там будет происходить, уже вызывает какой-то стресс. Всё это родители могут заметить. Может быть, очень велика нагрузка, может быть, смеются и обижают члены команды, обесценивает или ругает тренер, к этому присоединяются другие дети, и начинается травля.
Оптимально, когда ребёнку хочется идти на тренировку, когда это доставляет ему радость и удовольствие. А когда он начинает этому сопротивляться, то нужно обязательно найти причину. Поводом иногда даже могут быть какие-то проблемы со здоровьем. Например, тренер думает, что ребёнок не хочет, а он не может уже, он на пределе своих сил. Тем более взрослеющий организм. Родители должны и о психологическом здоровье беспокоиться, и о физическом, а не только о рекордах и о преодолении себя. Они должны быть внимательны и чутки к ребёнку, быть всегда на его стороне. Иногда наоборот: родители объединяются с тренером, и тогда ребёнку вообще деваться некуда.
— Некоторые родители уверены, что жёсткие тренировки помогут воспитать характер и вырастить чемпиона.
— Это, скорее, путь к психологической травме и неврозам.
Оцените материал