Не зная ребенка, нельзя рассчитывать на успех воспитания. Слова великого русского педагога Ушинского: «Если мы хотим воспитать человека во всех отношениях, мы, прежде всего должны узнать его во всех отношениях».
Каждый возраст требует своего педагогического подхода. Пренебрегите особенностями возраста в общении с ребенком — и вы как воспитатель потерпите неудачу: начнутся конфликты, дитя уйдет из-под вашего влияния.
Обратите внимание на особенности детей на различных этапах развития. Дошкольник — это жадный слушатель, позже — сам неутомимый рассказчик, фантазер и сочинитель, это исследователь. Его интересует все: жуки и бабочки, цветы и мигающие огни рекламы, корабль на подводных крыльях и найденный болтик от какой-то машины. Это удивительный почемучка, сотнями вопросов преследующий не только папу и маму; это страстный рисовальщик: он любит рисовать карандашом и кистью, на асфальте и на стене — чём угодно, на чем угодно.
Его стихия, его страсть — игра. Невозможно себе представить не играющего дошкольника. Из кубиков он строит дома, из сырого песка во дворе — целые улицы. С восхищением показывает всем то, что сделал, ожидая высокой оценки взрослых. В ролевой игре он с помощью воображения легко становится летчиком, моряком, космонавтом, шофером, с восторгом заглядывая в отдаленное завтра. Дошкольник не только играет, но и охотно помогает старшим (хотя, ясно, помощник он еще ненадежный). С трех лет он настойчиво твердит взрослым: «Я сам, я сам». Надо беречь и ценить это стремление к самостоятельности. Надо ему дать попробовать свои силы, поверить себе, утвердить себя в самых разнообразных делах. Да, иногда нелегко выдержать, глядя на то, как мучается малютка, например, зашнуровывая ботинок. Но терпение: помучится — научится. Позднее вы сами почувствуете себя победителями, воспитав расторопного малыша, умеющего многое делать своими руками.
Дошкольник становится школьником. Ведущей деятельностью его становится учение, требующее значительно больших волевых усилий, чем игра. А воля пока у него развита слабо. Возрастает устойчивость позвоночника и почти завершается окостенение кистей рук. Это сказывается на более успешных результатах в физическом труде. С годами у ребенка наряду с конкретно образным мышлением развивается абстрактное, наряду с непроизвольным вниманием — произвольное, наряду с механической памятью — логическая. Он с повышенным интересом относится к учению, с большим подъемом — к любому физическому труду. Правда, часто горячо начинает и быстро остывает: не хватает силенок и опыта. Когда добивается успеха в труде, испытывает огромное
в оценке товарищей. Он может беспощадно осудить самого близкого друга. Но оценки его еще неглубоки и односторонни. Один и тот же человек может стать в его глазах сегодня хорошим, а завтра плохим — в зависимости от последнего поступка, совершенного этим человеком. У младшего школьника ярко проявляются симпатия к близким, сочувствие, отзывчивость, чувствительность к горю товарища и т. д.
У него зарождаются первые представления об идеале. На вопрос: «Каким человеком ты хотел бы стать?» — ребенок обычно называет имя человека, на которого он хотел бы быть похожим. Но идеалы его неустойчивы. Вчера он хотел быть похожим на прославленного воина, сегодня, после рассказа учительницы о выдающемся подвиге шахтера, у него возникло желание подражать новому герою.
От коллектива класса он зависит слабо. Может безболезненно поменять его на другой. Если сам не сумеет призвать к порядку обидчика, нарушителя дисциплины, обращается за помощью не к классу, а к учителю. Учитель для него непререкаемый авторитет.