Содержание:
Разбираемся вместе с родителями и специалистами (а еще делимся полезными ссылками)
Чаще всего изгоями становятся дети, которые имеют особенности внешности и здоровья. Это данные собственного мини-исследования, которое провела для нас педагог Светлана Калимуллина, преподаватель московского педагогического колледжа.
В начальной школе ребенка могут травить, потому что он бедно одет, у него нет красивых канцелярских принадлежностей, популярных игрушек. Как оказалось, немаловажным является и место работы родителей, их материальный достаток. А вот в более старшем возрасте начинается цениться общительность, коммуникабельность, чувство юмора, принадлежность к субкультурам.
Не все так просто (хотя все и так непросто)
Говорит педагог Светлана Калимуллина, преподаватель педагогического колледжа, г. Москва:
Кто чаще всего становится изгоями?
— Те, кто не умеет дать отпор из-за мягкого характера, не умеет выстраивать границы.
— Дети, которые хотят быть лидерами, но у них не хватает для этого личностных качеств.
— Несамостоятельные дети, чрезмерно опекаемые родителями дети.
Будут ли травить вашего ребенка? Краткий чек-лист
Это ценная информация. Она помогает родителям помогать детям — учить их отстаивать себя, развивать в них определенные скиллы и так далее. На основании того, что рассказала Светлана Калимуллина, можно составить чек-лист для родителей для определения риска, может ли ребенок стать объектом травли.
Вот, к примеру:
Понимает ли ребенок, что такое личные границы, уважает ли чужие, отстаивает ли свои? Да? Отлично. Сомневаетесь? Го (как говорят современные дети) на тренинг по личным границам (а такие есть).
Хочет, но не может быть лидером? Не исключено, что стоит поискать место (кружок, студию, клуб), где ребенок будет на высоте и не будет страдать от недостатка признания.
Ощущаете в ребенке выученную беспомощность? Рискните дать ему больше самостоятельности, оцените, насколько он «еще маленький» не только по нему самому, но и по его сверстникам.
Ребенок с трудом общается? Найдите ему среду, где ему будет комфортно общаться, пусть он там набирается уверенности в себе.
Ребенок слишком агрессивный и этим настраивает против себя других детей? Ищите вместе с психологом, что ребенка так фрустрирует.
Почему дети не разберутся сами. Две цитаты
Родители, не стойте в стороне!
Вмешивайтесь!
Находите для детей среду, где насилие не приветствуется
Родители меняют школы, платят за частную школу, организовывают семейные школы и классы… Все ради сохранения психики своих детей. Да, поменять класс, школу, секцию, где вашего ребенка дразнят, обижают и так далее — это нормально. И это возможно.
Запишитесь на прием к директору школы и объясните ему ситуацию — может быть, найдется место в другом классе вашей же школы, с более здоровой обстановкой.
Находите или организуйте детям второй коллектив
Интегрируйте ребенка в среду, где все такие же, как он
Помогайте ребенку стать таким как все
К этой же группе можно отнести и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Говорит Лилит Мазикина, активистка, цыганская просветительница:
Для того, чтобы наши дети выжили в детском коллективе, получили нормальное образование и старт в жизни, приходится прилагать огромное количество усилий, чтобы их школьная жизнь и хотя бы часть их нешкольного опыта, а также их внешность были максимально «обычными». Причем обычными не для их группы, а для того большинства, которое определяет, кому давать зеленый свет по жизни, а кому нет.
Речь идет — прежде всего — о детях из числа ряда национальных меньшинств, детях из очень бедных семей и детях из пересечения (и очень частого) этих множеств.
Я говорю, опираясь на опыт, в первую очередь, цыганских детей. Увы, во многих местах России до сих пор цыганский ребенок должен радоваться определению «совсем не похож на цыгана». Не потому, что сам считает, что плохо быть цыганом, и не потому, что не понимает, какое отношение к его природе и семье за этим стоит. А потому что эта фраза значит — красный свет хоть где-то на жизненном пути ему согласны отключат.
Кстати, в России действуют программы бесплатного обучения русскому языку детей трудовых мигрантов и вынужденных переселенцев из мест боевых действий для того, чтобы дети могли учиться в обычных российских школах наравне с детьми, родившимися в России и свободно говорящими по-русски. Это РКИ — русский как иностранный и «Перелетные дети».
Учите общаться
Ольга Бочкова, основательница и руководительница Академии безопасности Ольги Бочковой вела в соцсетях очень полезный Дневник мамы первоклассницы, в котором на примере конкретных ситуаций из школьной жизни своей дочери показывала модели поведения в непростых ситуациях, предлагала конкретные формулировки, позволяющие детям обозначить свои границы.
Выяснилось, что Нина еще и регулярно коверкает фамилию Сони. Соня поправляла ее несколько раз, но та снова говорит намеренно неправильно.
Это мне, безусловно, не понравилось.
— Соня, тебе нужна моя помощь в этом? Я могу поговорить с родителями Нины.
— Да! Ты правда можешь?
Поддерживайте детские увлечения и субкультуры
Хикка: как его найти
Надо сказать, не всех детей ранит, что они не вписываются в коллектив. Некоторые остаются хикки (от японского хикикомори, люди «сами в себе»), а кто-то превращает свое «отличие» (если оно есть) в «фишку» и сам становится лидером мнений.
Педагог Светлана Калимуллина:
Секрет популярности
А популярными дети становятся, когда обладают качествами, которые ценятся в конкретном сообществе (коллективе), или когда сами или с помощью взрослых превращают свои особенности в ценность.
К примеру, девочку, у которой у первой выросла большая грудь, могут травить, а могут и признать самой красивой в школе. «Ботан» в одной школе может подвергаться травле, а в другой его будут уважать за ум. Где-то лидером станет тот, кто склонил к сексу больше всего девочек, а где-то обладатель самого нового айфона. В одном месте подросток с депрессией и селфхармом окажется изоляции, а где-то станет ролевой моделью.
В одном и том же классе ребенка с неславянской фамилией и внешностью из бедной семьи могут травить, другого с похожей фамилией и внешностью, но сына успешного предпринимателя, — бояться, а третьего — веселого спортсмена и «краша» — любить.
Черноволосая девочка, которой неуютно среди светловолосых и русых детей, может стать готом и поражать всех своей дерзостью, может получить звучащее по-расистски прозвище, а может остаться хиккой и не страдать из-за своей «отличности».
А ценности всегда зависят от контекста — культурного и субкультурного. Не всегда «белая ворона» станет изгоем.
Но зависит это также от того, как педагоги реагируют на «отличность» отдельных детей и насколько готовы поддерживать в коллективе здоровую обстановку. А также от того, насколько родители готовы поддерживать и защищать своих детей.