В данной статье представлены инструменты, которые способны помочь родителям превратить свою несколько суматошную семью в прекрасную и гармоничную.
Инструмент 1. Воспитание, имеющее определенные цели
Одно из наиболее важных и интересных решений, которое вы можете принять как родитель, – это определить цели для успеха вашего ребенка. Выбирая, проговаривая и преследуя четкие, соответствующие возрасту ребенка цели, вы воспитываете у него целеустремленность, которая принесет опыт освоения мира (по мере достижения им намеченных ориентиров). Ваше определение успеха должно отражать интересы, навыки и способности ребенка, а не только родительские чаяния души.
Следует рассматривать две возможные цели – это социализация (подготовка к жизни в обществе) и аутентичность личности (актуализация всех возможностей личности). Социализация поможет ребенку стать ответственным гражданином, научиться работать в гармонии с другими людьми и развивать тесные и доверительные отношения. Аутентичность личности станет возможной, когда вы будете устанавливать цели, совпадающие с интересами, способностями и талантам вашего ребенка. Одна из самых больших родительских обязанностей – и один из самых больших подарков, который вы можете преподнести своим детям – это научить их полностью раскрывать свои таланты, чтобы строить свою жизнь вокруг тех занятий, которые приносят им истинное удовлетворение и радость.
Инструмент 2. Воспитание со взаимопониманием и ясностью
Данный инструмент основан на том принципе, что связь между родителями и детьми крайне необходима для создания и поддержания любящих и плодотворных отношений. Дети должны чувствовать, что они имеют определенную силу и влияние в рамках обусловленных границ, которые вы создали в вашей семье. Чтобы развить это чувство, необходимо дать детям свое полное, безраздельное внимание и очень тщательно взвешивать и оценивать то, что они стремятся донести до вас. Умение слушать играет при этом ключевую роль.
Зачастую общение между родителями и ребенком происходит только в моменты кризиса. Необходимо обсуждать ключевые проблемы не только в стрессовых ситуациях. Например, время возвращения с прогулки не нужно оговаривать тогда, когда ребенок уже опоздал на тридцать минут. Эти правила нужно устанавливать до того, как он отправится гулять. Если ребенок не пришел домой вовремя, приберегите обсуждение последствий его поступка до утра следующего дня, когда у вас обоих будут свежие головы. Крики под воздействием импульсивного порыва – худшая форма общения, которую вы можете практиковать в своей семье. Иногда, когда дело доходит до общения, время решает все.
Дети хотят, чтобы их слышали, и знать, что их чувства принимаются во внимание. Они хотят знать, что могут заработать определенные права и привилегии, если будут делать то, чего от них ожидают. Они хотят чувствовать определенную силу и возможность создавать то, что хотят они.
Инструмент 3. Воспитание путем переговоров и договоренностей
Родители могут договариваться различными способами. Первый шаг – это оценить личность, темперамент и характер вашего ребенка, что поможет вам выбрать правильный подход к переговорам. При этом если ваш ребенок непослушный и капризный, это вовсе не означает, что вам нужно использовать какой-то жесткий (силовой) способ.
Одним из первых шагов для обучения ребенка основам ведения переговоров является освоение им способности предусматривать последствия своих действий и, таким образом, чувствовать ответственность за результат. Вот пять важных шагов на пути к успешному ведению переговоров:
Ограничивайте территорию спора.
Выясните, чего на самом деле хочет ребенок.
Старайтесь находить золотую середину.
Придерживайтесь конкретики в соглашениях и результатах переговоров.
Заключайте обсуждаемые соглашения сначала на более короткий срок и только после корректировки – на долгосрочную перспективу.
Инструмент 4. Воспитание с использованием предпочтений ребенка
Если вы хотите, чтобы ребенок вел себя надлежащим образом, то должны устанавливать стандарты требуемого поведения. Зачастую родители видят только нежелательное поведение, вследствие чего их стиль воспитания заключается в выражении недовольства и противоборстве с ребенком. Если вы сосредоточите внимание на развитии позитивного поведения сына или дочери, то негативное поведение не будет столь подавляющим. Вы также должны определять значимые предпочтения вашего ребенка. Предпочтение – это то, что увеличивает вероятность целевого поведения, если предоставляется во время или непосредственно после него. Определяйте для детей способ получить как можно больше из того, чего они хотят с помощью соответствующего поведения.
Есть целый ряд различных значимых предпочтений, которые могут меняться с возрастом вашего ребенка. Это могут быть плюшевые игрушки, наклейки, телевизор, компьютер и стереосистемы. Как только вы поймете, что ребенок ценит больше всего в жизни (в данный возрастной период), то сможете формировать и определять его поведение.
Также эффективно излагать в письменной форме ожидания от ребенка и последствия его несоответствия этим ожиданиям. Это называется «поведенческим контрактом». Его образцы можно найти в Интернете.
Инструмент 5. Воспитание через изменение
Вы должны быть готовы для достижения положительного результата взять на себя обязательство придерживаться стратегии «во что бы то ни стало». Это может означать, что вам придется взять две недели отпуска на работе и провести их дома с детьми. Вам, возможно, придется смириться с менее дорогим автомобилем, жить в более скромных условиях, сократить количество походов в кафе или проводить отпуск ближе к дому. На кону будущее ваше и ваших детей. Серьезные проблемы требуют смелых решений. Это называется созданием «дисбаланса» или необходимым нарушением равновесия, потому что приводит к переосмыслению ролей и большому сдвигу авторитетов, что может приносить временное беспокойство тем, кто правил балом, руководил и устанавливал правила (например, капризные малыши). Встряска семьи требует вдумчивого планирования.
Некоторые способы создания дисбаланса предполагают определение обязательств (составленное в письменном виде), развитие системы эффективного общения, системы поддержки и ожидание сопротивления.
Инструмент 6. Воспитание в гармонии
Вам не нужно конкурировать с такими отвлекающими моментами, как телевидение, мобильный телефон, видеоигры или социальные сети. Лучший способ достичь своей цели по контролю семьи – настаивать на «зачистке» – пересмотре некоторых аспектов жизни в пользу более приоритетных. Чем раньше вы начнете этот процесс и чем младше будут при этом ваши дети, тем легче все произойдет и тем глубже будет воздействие этого процесса.
Вы можете начать с перечисления десяти приоритетов вашей семьи. Затем перечислите десять занятий, на которые все вы тратите свое время. После того как вы сравните два списка, определите, насколько гармонично живет ваша семья. Если вы обнаружили, что приоритеты и ценности в верхней части вашего первого списка находятся в нижней части списка реального распределения семейного времени, то должны сознательно начать перестраивать времяпровождение и вкладывать энергию своей семьи таким образом, чтобы все самые важные задачи выполнялись в первую очередь.
Инструмент 7. Воспитание на примере
Самый мощный образец для подражания в жизни любого ребенка – это родитель одного с ним пола. Факт в том, что дети учатся опосредовано, наблюдая за поведением других людей и последствиями их действий. Дети наблюдают, как ведут себя члены семьи в тот момент, когда добиваются успехов или терпят неудачу, и эти переживания становятся их жизненными образцами. Называется это «уподоблением».
Своими действиями, словами, поведением и любовью вы можете двигать детей в том направлении, в каком хотите. Покажите им, как быть счастливым, уравновешенным и состоявшимся взрослым человеком. Отбросьте любое негативное отношение. Избавьтесь от саморазрушающих моделей поведения. Проявляйте позитивное отношение.