Одна из самых частых жалоб, которые можно услышать от родителей и, тем более, бабушек связана с «плохим» аппетитом ребенка. «Как заставить ребенка есть?» — вопрошают озабоченные взрослые и даже не замечают, каким негативом веет от данной фразы.
Интересно, как бы сами родители отнеслись к ситуации, когда их «заставляют» есть ради их же пользы? Я бы точно не была в восторге, и аппетита от этого у меня бы не прибавилось. Поэтому в данной статье не будет рекомендаций о том, как впихнуть в малыша лишнюю ложку каши или супа. А только общие рекомендации о том, как помочь ребенку получить необходимые ему полезные вещества в нужном количестве.
Сколько «должен» есть ребенок?
Любой родитель уверен — ребенок должен питаться хорошо и правильно, иначе подрастающий организм не сможет полноценно развиваться. Действительно, в меню дошкольника должно приходиться на килограмм веса:
3-3,5 г белков;
около 3 г жиров;
15 г углеводов.
А общее меню должно быть достаточно сытным:
от 1500 кКал в трехлетнем возрасте;
до 2200 кКал для дошкольника.
Это та самая «норма», которая может меняться в зависимости от физического строения малыша, его вкусовых предпочтений и, разумеется, аппетита. Для одного ребенка будет нормальным получать с питанием меньшее количество энергии, для другого — чуть большее.
Не постоянны будут и потребности организма в разное время. Периоды интенсивного роста провоцируют скачки аппетита и напротив, если рост замедляется, а к тому же ребенок мало двигается, потребности в получаемой с пищей энергии снижаются.
Хитрые калории
Если Вы считаете, что ребенок мало ест, можно предложить провести небольшой эксперимент: найдите счетчик калорий, и на протяжении нескольких дней записывайте все, что малыш съедает в течение дня, включая сладкие соки и перекусы печеньем. Уверена, результат Вас очень удивит, если речь идет о здоровом малыше.
Хитрые калории
На самом деле, говоря о том, что ребенок «мало ест», родители часто подразумевают не общий объем пищи, а порцию, съедаемую малышом за завтраком, обедом или ужином. Но если принять за основу, что организм здорового ребенка будет требовать столько пищи, сколько в действительности необходимо ему для полноценного развития, окажется, что проблема не в количестве еды, а в ряде других факторов:
Детский организм может получать значительно большее количество энергии из сладкого и густого сока, печенья и конфет на перекус, нежели из полноценного обеда.
Ребенок не любит блюда, предлагаемые родителями. Большинство детей не желает есть овощи, супы, каши, но «любимое» блюдо съедают полностью.
Режим питания ребенка не соответствует потребностям его организма. То есть в 12:00, когда по расписанию должен быть обед малыш еще не голоден, а в 13:30 просит перекусить.
Отсутствие интереса к еде. Часто дети даже не желают пробовать что-то новое, а едва надкусив, кривят недовольно лицо: «Фу, гадость». А сидеть за столом и есть первое, второе и третье для них куда менее увлекательно, чем играть.
Если чуть внимательнее понаблюдать за собственным чадом, вероятно, будут выявлены и другие «частные» проблемы организации питания, замаскированные под фразой: «Ребенок плохо ест».
Вызываем интерес к еде
Если Вы задались целью приучить малыша полноценно и правильно питаться, прежде всего, необходимо вызвать у него интерес к еде.
Не мешайте и предлагайте
Пока ребенок еще очень мал, не мешайте ему пробовать различные продукты с тарелки родителей, предлагайте что-то новое. Так Вы лучше будете понимать, что действительно нравится малышу, а что категорически нет, и не отобьете у него желание пробовать новое.
Мультфильмам — категорическое Нет
Никогда не отвлекайте малыша во время принятия пищи, приучайте ребенка есть без песенок, мультфильмов, сказок. Развлекая малыша подобным образом в раннем детстве в попытке накормить его кашей, Вы только окажете себе и ребенку «медвежью услугу»:
Чадо будет требовать все новых развлечений за столом, а процесс получения пищи начнет казаться ему менее значимым, нежели развлечения. Подросший ребенок расставит приоритеты в пользу игры и будет «скучать» за столом.
Отвлекаясь на развлечения, малыш может разучиться прислушиваться к собственному организму и ему будет намного сложнее контролировать процесс насыщения, что может привести к изменению пищевого поведения в будущем.
Яркая посуда и интересные блюда
Чтобы процесс еды не был скучным и утомительным, а малыш хорошо кушал, применяйте другие, более полезные способы вызвать интерес. Они должны быть непосредственным образом связаны с приемом пищи:
используйте яркую посуду, привлекающую внимание и вызывающую желание посмотреть «что же нарисовано на донышке»;
интересно оформляйте детские блюда;
применяйте различные хитрости: например, предлагайте ребенку отгадать, что будет на второе, а чтобы это узнать придется съесть весь суп.
Интересные блюда
Личный пример
Не оставляйте ребенка есть в одиночестве — совместный прием пищи может стать сильным мотиватором для малыша в изучении новых блюд на тарелках родителей и источником полезной информации, которую он усваивает из наблюдения за ними:
сколько тратят времени на еду взрослые;
доедают ли они сами все;
едят ли так же первое, второе и третье или это исключительно «детская повинность» и тд.
Не забывайте, что малыши очень наблюдательны и личный пример может стать основой детского поведения за столом. Не случайно в детском саду ребятишки часто съедают все, даже то, что дома отказываются есть наотрез — чужой пример заразителен. Да и посоревноваться можно — у кого чище тарелка или кто быстрее.