Результаты исследования ученых
Необычное исследование провели психологи МГУ им. М.В. Ломоносова. Ученые выяснили, как музыка влияет на эмоциональное состояние детей и способность воспринимать эмоции других.
Музыка сопровождает ребенка с самых первых дней: когда мама поет колыбельные, включает белый шум, мультфильмы с разными песенками.
В школе ребята посещают уроки музыки с 1-го класса, а на дополнительные занятия по музыке сегодня в нашей стране ходят около двух миллионов детей. Психологи уверены, что родители подсознательно понимают важность музыкального образования для детей. Оно необходимо для развития памяти, внимания, речи. Это подтверждается многочисленными исследованиями.
Однако то, как влияет музыка именно на эмоциональную сферу, ученые решили исследовать впервые.
В течение двух лет специалисты наблюдали за эмоциями двух групп детей: тех, кто регулярно ходил на занятия музыкой, и тех, кто такие занятия не посещал. Психологи выяснили, что ребята, которые занимались музыкой, гораздо лучше понимают эмоции других людей, чем ребята из другой группы. Таким образом, музыкальное образование способствует развитию эмпатии у детей.
Специалисты считают, что при обучении музыке дети стараются передать сюжет или ситуацию с помощью мелодии, создать определенное настроение.
Например, при исполнении песни «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» педагог просит ребенка представить себе пляшущие облака, кузнечика со скрипкой и смеющихся друзей. Эти образы помогают прочувствовать и передать радость.
«В процессе обучения музыке ребенок узнает, что определенные эмоции можно испытывать, если представить или вспомнить ситуацию, которая их вызывает, и что эти воспоминания также могут служить причиной возникновения эмоций», — отмечает преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Анастасия Якушина.
Кроме того, было научно доказано, что занятия музыкой и в целом творчеством помогают не только эмоциональному, но и интеллектуальному развитию.
Необычный эксперимент провел директор Губернаторского Светленского лицея (г. Томск), народный учитель России Александр Сайбединов. В учебном заведении немного сократили часы, отведенные на естественно-научные дисциплины, добавив уроков музыки, рисования и истории искусств. В итоге оценки по точным наукам у ребят улучшились. Специалисты утверждают, что произошло это за счет гармоничного развития творческого мышления у детей.