Сегодня мы стараемся обеспечить детям благополучную жизнь во всех отношениях и порой не замечаем, как раним детские души словом, действием или равнодушием. Мелочи? Не скажите. Вы сами знаете, что из мелочей складываются жизнь и отношения.
Глубокие детские обиды
Наши дети, несмотря на возраст, умеют манипулировать взрослыми, вовремя «включая» слезы, обиды или ласковую просьбу. Это все понятно, и внимательный родитель всегда отличит притворство от истинных проявлений чувств.
Но иногда мы не замечаем, как глубоко обижаем своих детей. Происходит это не нарочно, просто так складываются обстоятельства. А дети обиды «проглатывают» и забирают с собой в будущую жизнь.
1. Равнодушие
Время с ребенком часто сопровождается большим количеством детской информации: о Вовке из садика, злой бабке из автобуса, котенке, новой игрушке, джинсах… И в эти моменты родители уходят мыслями в свои дела и проблемы, которые нам кажутся гораздо важнее детского монолога. Но где-то среди важных и неважных детских мыслей проскакивает что-то «суперважное». О девочке, которая нравится, о мечте, о плохом поступке, за который ребенку стыдно.
— Мам, ты слушаешь?
— Конечно, — отвечаем мы и продолжаем переписку в телефоне, — ты не голоден?
Услышали ли мы? Поняли ли важность информации? Согласитесь, что нет. На лице ребенка непонимание. Он только что излил душу, сообщил нечто сверхестественное, а вы посчитали это чем-то обыденным и предложили покушать.
Мы с вами тоже часто прячем важную информацию среди неважной. Не знаем, как начать разговор с близким человеком или начальником, и начинаем с пустяков, сообщая потом нечто важное. Бывает? Вот так и ребенок часто прячет важные вещи в потоке других.
Не упустите то, что действительно важно.
2. Раздражение и вспышки гнева
Дети имеют свойство постоянно привлекать к себе внимание. А взрослым в этот момент нужно сосредоточиться на себе и своих делах. Мы пытаемся быть сдержанными, отвечаем, просим помолчать или посидеть спокойно, заняться чем-то, но ребенок все равно вторгается в наши мысли. В результате мы срываемся: в лучшем случае громкий крик с требованием успокоиться, в худшем – оскорбление ребенка.
И эти моменты откладываются у ребёнка в памяти.
10 типичных ошибок родителей в воспитании детей
Являются ли ваши методы воспитания правильными? Разберем самые частые ошибки родителей.
Читать далее
3. Отсутствие поддержки
Некоторые родители усердно «тащат ребенка за руку» в течение всей жизни, делая и решая за него все. Однако суть поддержки — в активности ребенка. Поддерживать нужно то, что имеет место быть. Любое желание, увлечение, действие требуют нашей поддержки: одобрения, похвалы, вложения средств, помощи, действий. Но многие родители решают за ребенка все сами, в том числе, что нужно или не нужно.
— Тебе нравится плести бисером? Бесполезное дело, которое не пригодится в будущем. Кроме того, бисер будет валяться по всей квартире. Займись лучше английским.
— Хоккей? Ты представляешь, сколько стоит форма и коньки? И кто тебя будет возить на тренировки? У меня нет времени заниматься ерундой.
— Мне некогда с тобой учить стихи на конкурс. Хоть бы уроки успеть проверить. Хочешь участвовать – учи сам и выступай.
Проявление детской активности убивается на корню. Стоит ли потом упрекать детей в безынициативности и пассивности.
4. Сравнение с другими
Сравнение с другими – самое опасное. Нам самим неприятно, если начальник сравнит нас с другими сотрудниками, при этом ставя их в пример. Или муж скажет, что подруги стройнее… Но некоторые родители запросто используют метод сравнения в воспитании.
Этот способ не вызовет у ребенка никаких положительных эмоций. Ребенок будет ощущать свою неполноценность, а в своих сверстниках видеть конкурентов, которые постоянно лучше. Со временем появится уверенность: все, что делает ребенок – плохо. А, значит, не стоит и стараться. Он смирится с ролью «страшной подруги» или «посредственного ученика», перестанет проявлять амбиции и попытки чего-то достичь. Стремление к счастью сведется к нулю. И все потому, что вы считаете его хуже других.
5. Насмешки
Александр Дюма сказал: «Насмешка способна убить все, даже красоту». И это именно так. Посмейтесь над внешностью ребенка, и он навсегда будет считать себя некрасивым и недостойным внимания. Посмейтесь над сочинением (стихами, рисунком), и он больше не выразит свои мысли на бумаге.
Знакомая взрослая женщина (35 лет) несчастна в браке, призналась, что никогда не любила своего мужа.
— Почему же ты вышла за него замуж?
— Из благодарности. Я всегда была гадким утенком. Мама с папой откровенно подшучивали над моей внешностью. А Он обратил на меня внимание, стал ухаживать, предложил выйти замуж.
А еще она в детстве занималась рисованием, но папа однажды сказал, что Дюймовочка на рисунке похожа на Бабу Ягу. И много другого веселого семейного юмора.
Трудно убедить взрослую женщину, что она интересная и красивая, способна на многое и достойна счастья, если в детстве все ее действия сопровождались насмешками.
6. Неисполненные мечты
Детские «хочу» преследуют нас постоянно. Наши дети хотят всего и много. В потоке желаний трудно распознать, где действительно мечта, а где сиюминутная прихоть.
Тем не менее, мечты должны сбываться.
Мой знакомый (41 год) рассказал мне историю: В детстве мечтал о луноходе. Не знаю, как у меня возник образ желтой круглой механической машины на длинных ножках или гусеницах с заводным ключом. Я представлял, как он ездит по полу в моей комнате, как мы играем с друзьями с МОИМ луноходом, как он стоит у меня на полке. Я просил маму подарить его на День рождения и Новый год 2 года подряд. Помню, как я накопил денег, экономя на школьных завтраках и канцтоварах, и отдал их маме, чтобы она купила мне в городе луноход, но она сказала, что они не продаются. Но когда через месяц со своими одноклассниками я сам оказался в «Детском мире», увидел целый стеллаж с луноходами. Они были по разной цене, разных размеров, желтого цвета. Я просто стоял и плакал от обиды.
Обычный каприз или просьбу можно отложить или заменить чем-то. Ситуативное желание легко корректируется, и не вызывает глубокой обиды. Детская мечта – явление сложное. Мечта не поддается коррекции с помощью условий или других предложений, ребенок возвращается к ней постоянно.
Мечтать можно не только об игрушке. Детские мечты касаются многих явлений жизни:
— путешествие: поехать на море, в Москву, к бабушке, пойти в поход и т.д.;
— животное в доме: собака, кошка, хомячок, рыбки.
— вещь-мечта: игрушка, велосипед, скейтборд, кроссовки и т.д.;
— научиться чему-либо: танцевать, кататься на велосипеде, рисовать, играть в теннис и др.;
Каждый взрослый, описывая детскую мечту, при этом добавлял: «… но мама (папа) сказала…». А дальше шел целый перечень взрослых объяснений от «у тебя итак игрушки некуда девать» до «вырасти – заводи кого хочешь». Вот и вырастают взрослые люди с детскими мечтами, нереализованными желаниями и обидами.
7. Несправедливое наказание
И снова история (Андрей, 40 лет): Помните ручки многоцветные в магазине? Такая: одна с несколькими стержнями. Стоили они дорого, а жили мы небогато, поэтому мне такую не купили. У одноклассника была такая ручка. Я экономил, собирал по копейки и купил себе такую же. И надо же было совпасть, что накануне ручка пропала у одноклассника — потерял. Его мама с утра подняла шум, и в школе начали проверять портфели. Ручку нашли у меня. Меня обвинили в воровстве, ручку забрали. Я плакал и объяснял, что купил сам на накопленные деньги. Но никто мне не верил. Самое обидное, что родители не заступились. Они не поверили мне и в течение года игнорировали меня, называли вором, запрещали гулять и не купили собаку.
Кажется, что вкус детских слез проникает через строки. Обидно. Во-первых, наказание было не справедливо. А во-вторых, ребенку не поверили самые близкие люди – родители. Можно сомневаться, но нельзя не верить своему ребенку.
Несправедливое наказание приводит к тому, что ребенок теряет веру не только в людей в принципе, а в семью. Маленький мир дома перестает быть для ребенка крепостью, опорой, надеждой. Человек выходит в мир без стержня. А каждому нужно знать, что есть люди, которые всегда в тебя верят.