Истерики у двух- или трехлеток не кажутся чем-то необычным: наверное, все родители проходили через рыдания, которые случались у ребенка практически без повода. Но что, если такое повторяется слишком часто? Разобраться помогает детский невролог Ольга Азбукина.
Вопрос. Ребенок в 2 года постоянно капризничает. На все, что происходит не по его, реагирует истерикой. Это нормально? Нужно вести его к врачу?
Ответ. Для начала важно понять, что такое истерика и чем она отличается от каприза. Каприз — это недовольство, попытка отстоять свое «я», несогласие с предложенными условиями. Истерики же, как правило, не сопровождаются аргументацией. Это то же самое «не хочу, не буду», но выраженное при помощи громких криков, слез, агрессии. Ребенок, у которого случилась истерика, не может успокоиться, буквально захлебывается слезами.
Причиной перевозбуждения могут стать разные факторы: эмоциональные (усталость, злость), особенности психики в целом, перегруженность нервной системы. Нельзя также исключать питательные дефициты (например, анемию) и сопутствующие диагнозы.
Но в целом подобное поведение для детей двух-трех лет скорее нормально. Это период активного формирования их психики, они учатся взаимодействовать с миром — разными способами.
К детскому неврологу можно внепланово обратиться, если истерики становятся чаще и сильнее, сопровождаются соматическими явлениями (например, рвотой). Если именно ими, а не просто капризами, заканчивается даже самая простая дискуссия.
Планово же, по приказу Минздрава, дошкольники проходят профилактический осмотр у невролога в месяц, в год, в 3 года, в 6 и в 7 лет. Остальные визиты происходят по направлению педиатра либо по беспокоящим симптомам.
Что проверяет невролог у дошкольников:
В месяц: особенности нервной системы — наличие пороков развития, последствий внутриутробных инфекций, постгипоксических энцефалопатий (патологии мозга ребенка, которые возникли перед родами либо в их процессе).
В год: ходит ли ребенок или готов ли начать ходить в ближайшее время, начинает ли у него развиваться речь (если ли уже лепет, а может быть, он произносит отдельные слова), способен ли он коммуницировать с помощью жестов, как у малыша развита игровая деятельность.
В 3 года: как ребенок ходит, какие движения умеет выполнять, какой у него словарный запас (учитываются слова, которые он произносит сам и понимает от окружающих), в какие игры умеет и любит играть.
В 6 лет: насколько ребенок готов к школе. Специалист подсказывает родителям, над чем поработать: усидчивость, внимательность, развитие речи и счета.
В 7 лет: готов ли ребенок к обучению, проработаны ли те моменты, на которые невролог и другие специалисты ранее обращали внимание. Врач дает рекомендации, которые могут упростить адаптацию в школе.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Ответы будут опубликованы в порядке очереди в рубрике «Вопрос — ответ». Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).