Каждый этап воспитания детей характеризуется своей уникальной траекторией обучения, собственными трудностями и разочарованиями, компромиссами и жертвами, промахами, ошибками и неудачами. С момента первых дней жизни малыша, охваченных волнением и переживаниями, до бессонных ночей его первых месяцев жизни, проблем ясельного возраста и старше воспитание – это не конечная цель, а долгое и удивительное путешествие. И когда на свет появляются следующие дети, путешествие начинается снова, и мы обнаруживаем, что уроки, извлеченные из воспитания одного ребенка, не всегда применимы для второго, так как у каждого малыша есть свои уникальные особенности, предпочтения и черты характера.
По мере взросления детей принципы мягкого воспитания (такие как связь, эмпатия, уважение и т. д.) остаются неизменными, причем для каждого ребенка. Что меняется – так это наше понимание этих принципов, которое преображается в течение всего времени, когда мы набираемся родительской и просто человеческой мудрости и опыта.
Однако практическое применение принципов мягкого воспитания может отличаться по отношению к разным детям и на разных этапах их жизни. Например, для ребенка-интроверта мягкое воспитание может заключаться преимущественно в физической близости (присутствии и доступности) и эмоциональной поддержке, тогда как по отношению к ребенку-экстраверту оно в большей мере связано с направлением его энергии и уважительным наставничеством.
Постоянство принципов и индивидуальное применение мягкого воспитания эффективны в отношении детей любого возраста, в том числе и старшего. Мягкие родители – это первые и лучшие друзья своих детей в самом чистом и подлинном понимании слова дружба. Они создают благоприятные условия для перехода дружеских отношений в младшем возрасте к дружбе с родителями в более старшем, зрелом возрасте их детей.
Вот двенадцать практических советов о мягком воспитании детей с прицелом на будущее, ведь все мы пониманием, что наши дети очень скоро повзрослеют.
1. Начните обращать особое внимание на ваши взаимоотношения с собственными родителями. Мысленно отмечайте то, что считаете полезным, а что – навязчивым, какой уровень вовлеченности, взаимодействия и советов родителей вы считаете приемлемым, а что в ваших взаимоотношениях кажется вам чрезмерным, и чего, возможно, не хватает. Откладывайте в памяти или записывайте на бумаге свои впечатления и выводы, чтобы не забыть о них, когда ваши собственные дети станут взрослыми.
2. Помните: воспитание детей – это в буквальном смысле обучение «в процессе», «без отрыва от производства». Ваши собственные родители тоже открывают для себя свои новые роли и границы дозволенного методом проб и ошибок, ведь для них территория «воспитания» взрослых людей (т. е. вас) пока еще во многом неизведанна. Демонстрируйте милосердие по отношению к своим родителям, когда они переигрывают или не доигрывают свои роли. Это послужит наглядным примером вашим детям и заложит основу для проявления ими милосердия по отношению к вам, когда вы вдруг обнаружите, что учитесь воспитывать собственных взрослых детей.
3. Когда ваш ребенок еще маленький, удовлетворяйте его потребности быстро, последовательно и деликатно. Ребенок не будет помнить, что вы делали или не делали на этом этапе, но он всегда будет носить с собой чувство защищенности, безопасности и любви от сознания вашей отзывчивости, в дальнейшем эти чувства перейдут с ним во взрослую жизнь.
4. Когда ребенок достигнет ясельного возраста, больше внимания сосредоточьте на связи с ним, а не на коррекции его поведения. В последующие годы будет не так уж важно, правильно ли он надевал туфли и уходил ли с прогулки без истерики. Значение будет иметь то, чувствовал ли ребенок, что его слышат, понимают и уважают.
5. Когда ребенок достигает дошкольного и младшего школьного возраста, сосредоточьтесь на общении с ним, в какой бы форме оно не происходило – будь это нытье, обычные разговоры, бесконечные вопросы или их некая комбинация. Продолжайте строить доверительные отношения, прислушиваясь к голосу сердца вашего ребенка, а не к его тону, и отвечайте ему мягким и нежным руководством.
6. Когда ребенок достигает среднего детского возраста, слушайте его бесконечные истории, проявляйте эмпатию и поддержку, это поможет ребенку обрести понимание самого себя и того, кем он хочет стать, когда вырастет. С помощью такого теплого отношения вы сможете построить дружбу с ним на всю жизнь, поэтому сделайте это приоритетом!
7. Когда ребенок становится подростком, постепенно и осознанно переходите от роли руководящего к роли поддерживающего родителя. Обращайте внимание не на слова, отношение, гормональные всплески и тревогу ребенка, а прислушивайтесь к его терзаниям, надеждам, мечтам, страхам и сомнениям. Помните, что вы единственный взрослый человек, который тесно связан с ним. Ему еще только предстоит обрести зрелость. Сохраняйте самоконтроль. Будьте честными с вашим ребенком относительно ваших собственных трудностей, страхов и неудач. Вы поразитесь тем, какого уровня связи вам удастся достичь, когда ваш подросток поймет, что он не одинок во всех своих человеческих проявлениях. Будьте первым, кто его слушает, первым, кто прощает, приносит извинения, понимает, первым, кто делает шаг назад и пытается найти другой, более эффективный выход из сложной ситуации.