Уже с рождения малыш реагирует на цвет, звук, движение – активно откликается на всевозможные раздражители окружающего мира и со временем сам становится их автором и источником. Каждый родитель отмечает, сколько радости его ребенку приносят просмотр цветных картинок, движение под музыку и слушание сказок перед сном. Первые контакты с миром искусства имеют гораздо большее значение для развития малыша, чем полагает большинство родителей.
В первую очередь, конечно, понятие искусства ассоциируется с изобразительным искусством (живописью). Эта сфера предоставляет ребенку возможность познавать цвета, различные структуры, формы и запахи, помогает развивать творческие способности, пространственное и ситуативное воображение; способствует тренировке памяти, наблюдательности и концентрации внимания, а кроме того, формирует чувство эстетики. Также оно является способом удовлетворения потребности в признании, переживании радости от самостоятельности и познания собственных возможностей. Иными словами, давая ребенку цветные карандаши, краски или пластилин, мы стимулируем его двигательное, сенсорное, интеллектуальное, эмоциональное и личностное развитие. Сам родитель таким образом приобретает бесценное произведение искусства, стоимость которого с годами только возрастет.
Музыка, в свою очередь, способствует развитию речи, моторики и эмоций. Танец развивает координацию движений, а пение – отличный способ для тренировки речи, исправления недостатков произношения и обогащения словарного запаса. Колыбельные являются доказательством расслабляющего и успокаивающего эффекта музыки, производимого на детей. Также стоит помнить, что ребенок отвечает на слуховые стимулы еще в утробе матери. Нейропсихологи утверждают, что слушание музыки во время беременности стимулирует центральную нервную систему плода и способствует образованию у него новых нейронных соединений.
Мир литературы помогает ребенку познать и укротить свои эмоции, учит нормам поведения и формирует систему ценностей. Сказки и рассказы вызывают у малышей желание познать мир, учат пониманию, развивают языковые способности и воображение. В свою очередь, позитивный финал сказки формирует у ребенка оптимистическое отношение к жизни, помогает приручить свои страхи или полностью избавиться от них. Очень желательно проводить время с ребенком за чтением книг на регулярной основе.
Помните: наши малыши имеют творческую природу и спонтанно стремятся к ее реализации. Задача нас, взрослых, заключается в обеспечении возможностей для таких экспериментов, подкреплении их увлеченности и предоставлении художественной свободы, которая преобразится во всестороннее, спонтанное развитие наших детей. Кто знает, возможно, из малыша, активно участвующего в мире искусства, вырастет творец уровня Шопена, Куинджи или Васко да Гама.