На наш портал приходит много писем от родителей, которые обеспокоены разнообразными возрастными особенностями своих малышей, например, довольно остро родители переживают проблемы в развитии речи.
Дорогие родители, без паники!
Многие дефекты речи, которые таковыми считаются в нашей языковой среде, в других странах и на других языках даже не замечаются. Например, так называемой, «картавостью» обладают миллионы людей по всему миру, и они даже не знают, что не умеют «ррррычать», как русские. Поэтому помните: большинство дефектов речи очень относительны и легко исправляются с помощью упражнений или квалифицированного специалиста.
Мы, в свою очередь, хотим предложить Вам несколько занимательных игр для детей от 1 до 5 лет, которые могут помочь в формировании правильной речи.
Учим куклу говорить
Возраст: от 10 месяцев до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ: Развиваем активную речь
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Возьмите большую куклу. Посадите ее себе на руки. Ребенок пусть сядет напротив вас. Скажите вашему малышу, что он будет учить куклу говорить. Попросите его сказать кукле: «Уа», «Ляля», «Мама», «Баба», «Папа», «Агу». Следите за тем, чтобы малыш обращался именно к кукле. Двигайте головой куклы, как бы соглашаясь. Говорите тоненьким голосом за куклу, повторяя звуки, которые произносит маленький учитель.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: До определенного момента ребенок в этой игре будет произносить слова, подражая взрослому. Только после 1,5 лет он сможет принять правила игры в полной мере, то есть разговаривать с куклой. Тогда роль учителя ребенку безусловно понравится, и он охотно будет выступать инициатором «обучения».
Ежик – потеряшка
Возраст: от 1 года до 2 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ: • Развиваем мелкую моторику, тренируем пинцетный захват
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Вырежьте из белого или цветного картона силуэт ежика без иголок. Нарисуйте ему глазки и носик. Скажите малышу: «Ах, какой ежик! Потерял все свои иголочки!». Попросите малыша помочь ежику и нацепить иголочки на место. Принесите 6 – 10 разноцветных прищепок. Покажите ребенку, что нужно сделать, чтобы прищепки раскрылись. Помогите малышу прицепить прищепки на спинку ежику. Покажите, какой красивый, сказочный ежик у вас получился.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Для использования прищепок малышу приходится действовать большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Моторика пальцев в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с речевым развитием, а пинцетный захват, безусловно, поможет ребенку с большей легкостью освоить навыки рисования и письма.
Покажи да расскажи!
Возраст: от 1,5 до 3 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ: Расширяем словарный запас, развиваем коммуникативную функцию речи КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Посадите перед малышом несколько его любимых игрушек. Попросите показать, где сидит кукла Катя, где мишка Тимка, где лисенок Рыжик. Возьмите в руки куклу и расскажите про нее: «Эта кукла Катя. У Кати красивое белое платье и розовые туфельки. Катя любит играть. У Кати есть много друзей!» Дайте малышу мишку. Пусть он попробует рассказать про игрушку. Сначала это будет очень короткий рассказ. Помогайте малышу. Возможно, в дальнейшем, малыш будет придумывать истории или сказки, где главными героями будут его игрушки.
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Первые слова, которые осваивает ребенок, используются им для сообщения родителям о своих нуждах, побуждения к каким-либо действиям, сопровождения действий. Повествовать, рассказывать, описывать что-либо еще предстоит научиться. В нашей игре мы даем ребенку модель повествования, учим выстраивать сообщение, передавать информацию об окружающих предметах.
Мы поэты
Возраст: от 2 до 5 лет
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ: Развиваем фонематический слух, развиваем словесно-логическую память
КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: По дороге в детский сад или в транспорте сочиняйте с малышом стишки из двух строчек. Сначала придумывайте двустишие целиком сами, только не договаривайте последнее слово, пусть его скажет ребенок. Например: Дождик капает с утра, Значит, нам домой (пора)! Детский сад идет гулять, Будут весело (играть!) Вот машина, вот мой дом! Вот мы с мамочкой (идем!). Потом можете поменяться ролями. Пусть теперь он начинает любую фразу, а вы придумываете продолжение. После 3 лет ребенок уже сможет сам придумать целиком вторую строчку стишка. Не поправляйте его, если рифма или ритм будут нарушены. Постепенно вы заметите, как стишки малыша будут все более интересными!
ПОЧЕМУ МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ: Надо отметить, что сложение стихов очень увлекательный творческий процесс. Детям в возрасте от 2 до 5 нравится создавать новые слова и словесные конструкции, в словотворчестве активно происходит освоение родного языка. Чтобы правильно зарифмовать окончание двустишия, ребенку необходимо удерживать в памяти все уже прозвучавшие слова и смысл фразы – то есть активно использовать свою словесно-логическую память. При сочинении рифмы важно соблюсти стихотворный размер, звуковую согласованность окончаний – это отличный тренинг для фонематического слуха.
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки