Дети неизбежно делают ошибки. И часто первой реакцией взрослых является возмущение или негодование по поводу их поведения. Но если родители научатся держать себя в руках и проявят конструктивность в подходе к проблеме и ее решению, они смогут не только эффективно работать с ошибками и неудачами детей, но и сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в отношениях с ними. Чтобы добиться этого, предлагаем воспользоваться приведенными ниже советами.
Пять советов о том, как правильно критиковать детей
Совет № 1. Если вы разочарованы поведением или успеваемостью своего ребенка, не расстраивайтесь, не нервничайте, а подойдите к проблеме конструктивно.
Во-первых, предложите ребенку самостоятельно оценить то, что он сделал, с помощью вопросов типа «Ты доволен тем, как ты это сделал?», «Ты доволен тем, что у тебя получилось?» и «Хотел бы ты что-нибудь улучшить или сделать по-другому в следующий раз?».
Такие наводящие вопросы помогают ребенку развить навыки самостоятельной оценки результатов своей деятельности, а также дают пространство для изобретательности и конструктивной фантазии о том, как можно достичь лучших результатов.
Спрашивайте детей о том, почему они ведут себя или делают что-то именно так, а не иначе, а также о том, что они поняли в своем поведении и какие выводы сделали. Спросите, возможно, они в чем-то нуждаются для достижения своих целей – в чем-то, чего они лишены в настоящее время. Возможно, они чувствуют, что нуждаются в помощи взрослых, чтобы лучше справляться со школьными домашними заданиями, или в том, чтобы составить план того, как меньше смотреть телевизор или сидеть перед компьютером.
Совет № 2. Дайте ребенку понять, что вы рассматриваете его неудачу как частный случай, а не как негативную закономерность.
Если ребенок разочарован в своих возможностях, посочувствуйте ему («Ты слишком сильно расстраиваешься из-за этого»), а затем помогите выработать стратегию того, как иначе поступить в следующий раз.
Постарайтесь вовлечь ребенка в то, что мы привыкли называть «Разбором полетов», когда собираются и анализируются все имеющиеся данные, чтобы выяснить, что произошло и как предотвратить повторение нежелательной ситуации.
По сути, анализ ошибок является способом их здорового принятия с целью исправления и дальнейшего роста. Исключите из обсуждения интонации наподобие: «Говорю тебе, делай так, а не иначе» – ребенку такую форму руководства принять трудно.
Иногда так и хочется сказать что-то вроде: «Я тебе уже тысячу раз говорила собирать свой школьный рюкзак с вечера и не оставлять это на утро, когда все спешат и опаздывают». Но это не наилучший вариант устранения проблемы.
Лучше напомнить ребенку о тех случаях, когда у него все получалось хорошо: «Вчера ты хорошо справился со своей домашней работой. Вспомни, что тебе тогда помогло из того, что сегодня ты еще не использовал?».
Объясните детям, что, для того чтобы достичь своей цели в следующий раз, нужно хорошо понять, какие именно усилия являются эффективными, а какие, наоборот, напрасно отнимают время и энергию.
Совет № 3. Никогда не позволяйте себе гневаться, когда дети делают ошибки, или притворяться, что теперь вы их меньше любите. Ошибки – это просто ошибки, поэтому, когда вы работаете с ними, не нужно ограничивать свою любовь.
Совет № 4. Примите тот факт, что иногда вполне достаточно посредственного результата, поэтому не мучайте ребенка своим перфекционизмом.
Совет № 5. Сопереживайте с детьми, когда они делают ошибки. Спросите их, как они себя чувствуют, ободрите, а затем вернитесь к исправлению ошибок. Например: «Не расстраивайся, все нормально, это поправимо».
Не нужно снова и снова сетовать на то, как все плохо получилось, – переключите внимание на положительные стороны или хотя бы на то, что это уже ни имеет большого значения. Например, «Первый блин всегда комом. Так всегда бывает, сынок. Не расстраивайся».
Помните, что когда вы критикуете детей (например, «Я глубоко разочарована в твоем поведении»), вы занижаете их самооценку, становитесь причиной появление плохого настроения, подавляете энтузиазм и побуждаете их рассматривать один (всего лишь) негативный эпизод как часть закономерности, которая свидетельствует о том, что с ними не все в порядке.
В то же время, если вы направите свою критику не на личность ребенка, а на выполняемый им процесс (например, «Подумай, как сделать это лучше»), то ребенку будет легче понять, в чем именно он ошибся, как именно это исправить, и даже вдохновите его на лучшие результаты, которые, как показывают исследования, являются прямым следствием такого подхода.
Кроме того, не забывайте, что в некоторых ситуациях вы можете сделать акцент не на критике за неправильно выполненные действия, а на благодарности и поощрении за правильные. Просто улыбнитесь и просияйте, когда ребенок порадует вас хорошими достижениями, или предложите ему другое вознаграждение.
Что ж, теперь, прочитав статью, вы понимаете, что все эти пять советов вовсе не учат критиковать детей – это просто конструктивные способы реагировать, когда вы чувствуете желание покритиковать и что-то исправить в их поведении.