Еще не так давно бытовало расхожее мнение о том, что маленькие дети до достижения двухлетнего возраста, пока не начнут разговаривать, почти ничего собой не представляют как личности, практически ни о чем не думают и не испытывают каких-либо чувств. Сама мысль о том, что шестимесячный младенец может чувствовать страх или гнев, печаль или горе, звучала нелепо. Но благодаря буму исследований в области психологии раннего возраста, проведенных за последние тридцать лет, мы знаем, что младенцы и малыши – это глубоко чувствующие создания.
Начиная с самых первых месяцев жизни, задолго до того, как они начинают использовать слова для самовыражения, дети способны испытывать пики радости, волнения и восторга. Они также чувствуют страх, горе, печаль, безнадежность и гнев – эмоции, которые многие взрослые до сих пор считают невозможными для малышей. Исследования также показали, что способность детей эффективно управлять полным спектром своих эмоций (т. е. наличие саморегуляции) в долгосрочной перспективе является одним из самых важных факторов успеха в школе, на работе и в личных взаимоотношениях.
Поэтому очень важно помочь ребенку научиться справляться со своими чувствами, не бояться, а принимать их, причем все без исключения. Чувства не бывают правильными и неправильными, они просто есть. Грусть и радость, гнев и любовь могут сосуществовать и являются частью всего диапазона эмоций, которые испытывают дети. Помогая ребенку понять его чувства, вы даете ему инструментарий для эффективного управления самим собой.
Основное препятствие для родителей в стремлении помочь своему малышу заключается в том, что они часто исходят из предположения, что по-настоящему счастливый ребенок счастлив всегда. Но, для того чтобы малыш развивал в себе силу и стойкость, ему необходимо проходить через трудные испытания, побеждать в борьбе и справляться с грустью и печалью. В конечном итоге, это приносит детям чувство удовлетворенности и благополучия.
Что могут сделать родители?
Начиная с самых первых месяцев жизни малышей, учитесь распознавать их подсказки – звуки, которые они издают, мимику и жесты – и чутко реагируйте на них. Ваша реакция даст ребенку понять, что вы понимаете его чувства и для вас они очень важны. Например, это может выражаться в том, что вам следует прекратить щекотать четырехмесячного ребенка, как только он начинает выгибать спину и отворачивается от вас. Ведь таким образом он сигнализирует вам, что ему нужен перерыв. Не стоит также подносить девятимесячного ребенка к окну, чтобы он помахал маме, если ему грустно от того, что она ушла на работу.
Распознавайте и называйте эмоции и помогайте малышу справляться с ними. Такие эмоции, как гнев, печаль, расстройство и разочарование, могут переполнять малыша. Необходимо называть их своими именами, это поможет детям научиться идентифицировать их и понять, что эти чувства являются нормальными. Это значит, что нужно признать, что полуторагодовалый малыш испытывает гнев в связи с необходимостью покинуть игровую площадку, в свою очередь, двухлетний ребенок раздосадован по поводу того, что его башня из кубиков постоянно падает, а трехлетний мальчишка грустит от того, что его бабушка и дедушка уезжают.
Не бойтесь чувств, не в них проблема. Проблема в том, что мы делаем или не делаем с ними. Выслушивайте ребенка открыто и спокойно, когда он делится с вами своими сложными переживаниями. Когда вы спрашиваете ребенка о его чувствах и признаете их наличие, то даете малышу понять, что для вас очень ценны и важны его эмоции. Признание и определение чувств – это первый шаг на пути к умению управлять ими здоровым и приемлемым способом.
Избегайте преуменьшать чувства или разубеждать детей в их переживаниях. Естественная реакция родителей заключается в желании скорейшего успокоения ребенка, чтобы все его отрицательные чувства и эмоции как можно быстрее ушли прочь. «Не грусти. Ты повидаешься с другом в другой раз». Но чувства не уходят, детям нужно выразить их тем или иным способом. Признание наличия сильных, глубоких чувств помогает ребенку учиться управлять ими. «Тебе грустно, потому что твоему другу пора домой. Ты так любишь играть с ним. Давай подойдем к окну, помашем ему на прощание и запланируем с ним новую встречу на ближайшее время». Когда чувства сведены к минимуму или игнорируются, дети часто выражают их с помощью агрессивных слов и действий или прячут их в себе, что в конечном итоге может привести к развитию тревоги или депрессии.
Учите детей справляться со своими чувствами. Если полуторогодовалый малыш сердится от того, что время игр закончилось, посоветуйте ему топнуть ногой со всей силой или изобразить на бумаге с помощью красного карандаша то, как он рассержен. Помогите двухлетнему ребенку, который расстроен от того, что не может попасть мячом в корзину, придумать какие-то другие способы решения проблемы. Заранее отведите вашего трехлетнего ребенка в новый для него детский сад, если он боится такого новшества в своей жизни. Познакомьте его с группой и воспитателями, разрешите поиграть на площадке, и, таким образом, незнакомая обстановка станет знакомой.
Эмоциональное реагирование наших детей часто вызывает наши собственные эмоциональные реакции, от которых необходимо избавляться и сглаживать все, что способно привести к страданию ребенка. Родителям очень важно уметь управлять собственными эмоциями и избегать соблазна бурно реагировать, так как в противном случае они просто упустят возможность помочь детям изучить эффективные навыки управления чувствами и эмоциями.
Рассматривайте переживания ребенка как возможность научить его определять и управлять своими эмоциями, положительными и отрицательными, и это непременно добавит в его жизнь глубину и яркость. Продемонстрируйте ребенку, что в полноценной и многогранной жизни бывают как взлеты, так и падения, и это абсолютно естественно. Чувства не являются «хорошими» или «плохими» – они просто есть. Помните о том, что в моменты радости и в борьбе с трудностями вы являетесь истинным руководителем для вашего ребенка. И это руководство начинается уже с первого дня жизни вашего малыша.