Взросление – это процесс преобразования ребенка во взрослого человека, процесс постепенного формирования определенных способностей, позволяющих удовлетворить требования, которые ставят перед ним взрослые, будущая роль родителя, супруга, работника, члена общества и жизнь в целом.
Подростковый период, о котором говорится в данной статье, охватывает анатомические, гормональные, психоэмоциональные изменения и изменения социального функционирования подростка.
Все они выражаются в переходе отдельных функций от незрелости к зрелости.
В области интеллектуальных функций: переход от того, чтобы во всем опираться на авторитеты, к поиску доказательств; от концентрации на фактах, конкретике – к объяснениям и базированию на них; от изменчивости и множественности интересов к их концентрации и стабильности.
Формирование эмоциональной сферы: от неуравновешенности, детских страхов и избегания конфликтов к балансу, равновесию, взрослой мотивации и стремлению разрешать конфликтные ситуации.
В области социального функционирования: от страха быть отверженным, подражания, беспомощности и неопределенности – к стремлению ощутить чувство принятия себя, к самостоятельности и социальной предприимчивости.
В области независимости от родителей: от контроля родителей, опоры на них и подчинения к самостоятельному контролю над своим поведением и эмоциями, к стремлению полагаться на себя самого и строить дружбу с родителями.
Формирование чувства собственной идентичности: от нереалистичной самооценки и постановки неосуществимых целей, вызванных страхом перед социальной оценкой и неодобрением, к адекватному восприятию собственной личности, самоуважению, спокойному принятию чужого мнения и оценок себя, постановке реальных задач и реалистичному планированию.
Эмоциональное развитие подростка напрямую зависит от степени формирования интеллектуальной зрелости, происходящих гормональных и физических изменений, а также от социально-культурных факторов.
Эмоциональное развитие характеризуется:
необычной интенсивностью и живостью эмоций – эмоции часто являются крайне тяжелыми, когда мелкие инциденты могут переживаться наравне с «концом света», а перед лицом объективно несущественных неудач возникает ощущение бессмысленности жизни; возможны частые суицидальные мысли и даже самоубийство по незначительным причинам;
эмоциональной нестабильностью, лабильностью эмоций – характерны легкость и довольно быстрый переход из крайнего уныния и печали в эйфорию, поэтому невероятно важно обеспечить пристальное сопровождение ребенка во всех его переживаниях, важно направлять его деятельность так, чтобы в порыве сиюминутного плохого настроения он не совершил никаких глупостей; также характерен легкий переход от чувства собственной силы и мощи к срыву, психологическому бессилию, потере веры в собственные силы и возможности;
беспредметностью эмоций – подросток часто не может определить, почему ему грустно или радостно, что вызвало у него беспокойство и т. д.; причина такого состояния кроется в интенсивных гормональных изменениях, влияющих на работу нервной системы.
Как уже упоминалось, огромное влияние на развитие и формирование подростка оказывают социально-культурные факторы и в особенности семейные взаимоотношения. Максимально значимой в подростковый период является поддержка, оказываемая родителями. Кроме того, семья имеет очень широкий спектр значений.
Задачи семьи заключаются в следующем:
удовлетворение потребностей все еще по-прежнему ребенка, хотя и подростка, который постепенно готовится к роли супруга, родителя, работника и т. д.;
быть источником опыта и знаний о жизни;
формирование личности, вкусов, предпочтений, привычек, обеспечение правильными моделями для подражания (учитывая тот факт, что ребенок копирует своих родителей, любое их поведение, способы справляться с проблемами и стрессом служат ему определенным ориентиром). Когда подросток пугает нас своим поведением, будоражит словами, высказываниями, способом мышления, мы должны задуматься, не дали ли мы ему сами повод думать так и не подали ли плохой пример своими поступками (укоряя ребенка, взгляните на себя);
предоставление модели отношения к жизни, мировоззренческих взглядов.
В период подросткового развития происходит также изменение силы влияния семьи на ребенка. Наступает кризис авторитета родителей и взрослых в целом. Учащаются конфликты с родителями, происходит конфликт поколений, вызванный повышением критичности подростка, наблюдением родительских ошибок, более высоким уровнем мышления, что в результате приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей.
То есть происходит рост интеллектуальных возможностей и смекалки, способности ребенка наблюдать и давать всему свою собственную независимую оценку и, следовательно, более критично относиться к недостаткам родителей. Подросток приходит к выводу, что заявленные взрослыми правила и принципы не соблюдаются ими самими, а значит, их теории не находят отражения на практике. Это приводит к общей потере доверия ко взрослым и, как уже было сказано, конфликту поколений. При этом состояние ссоры с родителями, которое приобретает форму доминирующего фона, атмосферы, царящей в родном доме, в свою очередь приводит к ослаблению эмоциональной связи с семьей и безразличию к ее проблемам.
Следующим следствием подросткового периода является признание родителям того факта, что поведение их ребенка является сигналом и подтверждением того, что он больше не нуждается в сильной поддержке и любви, которые получал раньше. Но нельзя представить ничего более далекого от истины – подростка, в контексте удовлетворения психоэмоциональных потребностей, следует рассматривать ровно так же как и маленького ребенка, хотя, конечно, это очень тяжело по причине его высокомерия, конфликтности, а часто и неблагодарности. Возможно, здоровая дистанция взрослых по отношению к молодому человеку, выражаемая посредством слов и общения в определенной форме, поможет предотвратить его психоэмоциональное дистанцирование от семьи.