Остракизм присутствует во всех детских коллективах, даже в младших группах детского сада. Ему одинаково подвержены как мальчики, так и девочки. Чаще всего ребенок, отвергаемый коллективом в детском саду, становится изгоем и в школе.
По результатам исследований различных отечественных и зарубежных психологов в группу риска попадают:
дети с плохими социальными навыками, не умеющие общаться, чрезмерно опекаемые родителями;
дети, страдающие какими-либо физическими или умственными недостатками, очень умные или глупые дети — «не такие, как все»;
агрессивные и импульсивные дети.
Самооценка таких детей, как правило, либо сильно занижена, либо завышена, они считают, что их недооценивают, никто не знает, какие они на самом деле. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания, не умея вести себя в соответствии со своими притязаниями и выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания со знаком «минус» — становятся объектами насмешек и унижений.
Что в поведении ребенка может послужить сигналом о помощи для родителей:
ребенок неохотно идет в школу (детский сад) и рад любой возможности не пойти туда;
часто плачет без видимой причины;
возвращается домой подавленным и угрюмым;
мало говорит о своей школьной жизни, не упоминает никого из одноклассников;
его не приглашают на вечеринки, дни рождения, в гости, и он никого не приводит к себе.
Что же делать родителям, если их малыш оказался изгоем в коллективе?
Первое и самое главное — вдохнуть поглубже и успокоиться. Не нужно пытаться самим найти и наказать обидчиков ребенка или же перевести его в другое учебное заведение, если только оно не является специализированным, а ребенок не имеет физических или умственных недостатков. Без устранения причин в новой школе или детском саду ваш ребенок вполне может занять старое место отвергнутого. Пассивно ждать и надеяться, что ситуация разрешится сама, тоже не следует.
Для начала попробуйте проанализировать причины, по которым ваш ребенок стал изгоем. Если речь идет о детсадовском или младшем школьном возрасте, обратитесь за помощью к учителю (воспитателю). Положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. В этом возрасте авторитет учителя несоизмеримо выше авторитета сверстников и даже родителей, поэтому если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав классу знак, что ребенок ему нравится, что у него что-то получается лучше всех.
В подростковом возрасте такая помощь может иметь обратный эффект. Подростки не любят сверстников, которых выделяют взрослые, особенно если им не понятно, чем «любимчик» лучше них. Если в младших классах уважают тех, кого хвалит учитель, то в старших, наоборот, нахваленные вызывают зависть. Поэтому поищите помощи у школьного психолога, попросите его провести в классе тренинги социализации. Если причина отверженности в агрессивном поведении самого ребенка, запишите его на тренинги по снижению уровня агрессии или же поведите его на индивидуальную консультацию к психологу.
Выясните, в чем именно заключается остракизм или, другими словами, какой сценарий травли. Попробуйте вместе с ребенком составить антисценарий. Ведь преследователи привыкли и ждут от жертвы определенной реакции, научите ребенка реагировать нестандартно. Такое поведение собьет с толку преследователей, и вполне вероятно, что, не получая ожидаемого, они скоро перестанут нападать.