В школе были практически все мои друзья, работала моя мама, там всегда как-то разнообразно кипела жизнь. Школа на целый учебный год и была, собственно, если не всей жизнью, то ее основой — точно. Все остальное — увлечения, прогулки, праздники, книжки, — нанизывалось уже, как бусины на леску.
И, несмотря на то, что школы в моей жизни были разные, я ко всем относилась практически одинаково хорошо. Наверное, в сравнении с музыкальной, что, впрочем, в данном случае совершенно не важно.
Моя дочь второго класса не ждет. Ни тетрадок там, ни ручек. Промокашек — так их и нет, досада какая. И происходит интересная вещь. Все остальное — не школьное — в ее жизни перестает нанизываться, словно бусины на леску. Оно то складывается в спонтанные мозаичные узоры (почитать – нарядиться –спеть — сделать придуманную только что поделку — побежать гулять — снова почитать), то становится удивительной экспериментальной лесенкой (послушать сказку про домового — озадачиться тем, живет ли у нас в доме такой — написать ему письмо — положить с конфетой на балкон — не найти утром конфеты — пожелать домовому приятного аппетита), а то превращается в многослойную аппликацию из одних вопросов (а где та книжка на английском, в которой можно окошки открывать?- а я в этом году пойду цирком заниматься? — а можно у деда мороза два подарка на новый год попросить, мне, кроме настоящих крыльев, еще нужна живая лошадь?).
Никогда еще мне, школьнице, лицеистке и педагогу-психологу с многолетним стажем работы, не приходила в голову простая мысль, что может быть и так, и что в этом столько непростого и интересного. И что школа, в которую «не торопятся в августе», может способствовать в итоге развитию ребенка так же, как и та, в которую спешат. Давая время, освобождая мысли, не порабощая отметками…
И, глядя на это, я мечтаю, чтобы когда-нибудь и в самом деле можно было приходить в школу не каждый день, проходить необходимый минимум предметов, а все остальное изучать там, где тебе интереснее. Литературу — в библиотеке, физику — в Экспериментариуме и планетарии, биологию — в ботаническом саду и контактном зоопарке, МХК и историю — в музеях больших и маленьких. У разных людей, с разными людьми, разное и по-разному…
И тогда, вполне возможно, школа будет прекрасна и замечательна. Всегда и для всех. Как прекрасна раритетная, ценная бусина, из которой никто не пытается сделать универсальную леску.