Дошкольный возраст (от 2,5 до 5 лет) – прекрасный период в жизни ребенка. В младенческом возрасте он научился доверять своим родителям. Когда он научился ходить, он стал немного самостоятельнее. В дошкольном возрасте ребенок использует доверие и независимость, чтобы исследовать новые форматы игры (например, игру на воображение) или новую обстановку (например, детский сад).
Дошкольникам нужно научиться делать собственный выбор и чувствовать удовлетворение от этого. Как сказал известный американский психолог Эрик Эриксон, «главная задача дошкольного возраста – научиться проявлять инициативу социально приемлемыми способами».
Стиль мышления и обучения детей дошкольного возраста можно описать такой фразой: «У тебя есть то, что ты видишь». Дошкольники понимают окружающий мир буквально. Например, если разрезать ребенку кусок торта на четыре части, а его брату такой же кусок – на две части, ребенок будет думать, что у него в два раза больше угощения. Он будет объяснять это тем, что четыре кусочка – это больше, чем два. Дошкольник может начать дружить с другим ребенком из-за того, что у него есть что-то привлекательное (например, красивое платье или новая игрушка).
Взрослые играют важную роль в жизни дошкольника, позволяя ему проявлять инициативу и исследовать окружающий мир. Поведение взрослых, их жизненная позиция и стиль мышления влияют на развитие дошкольников. То, как они разговаривают между собой и с детьми, помогает дошкольникам развить языковые навыки. Важно, чтобы взрослые давали детям возможность придумывать себе игры. Это помогает им лучше понимать себя и окружающих, а также развивать воображение.
В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития детей в дошкольном возрасте, а также советы о том, как родители могут способствовать их развитию. Особое внимание мы уделим таким вопросам, как игры на воображение, подготовка к школе и раннее развитие грамотности.
Развитие ребенка в возрасте 2,5-5 лет
Каждый ребенок растет и развивается в своем темпе. В разное время у него проявляются различные показатели развития. Рассмотрим показатели, которые обычно проявляются у детей в возрасте от 2,5 до 5 лет в разных сферах (физическое развитие, общение и т. д.). Показатели в списках размещены по мере их появления у ребенка – от ранних к более поздним.
Показатели физического развития
Ребенок развивает силу и координацию движений.
Ребенок лучше контролирует движения рук и пальцев.
Ребенок умеет завязывать шнурки.
Ребенок умеет застегивать пуговицы и молнии.
Ребенок умеет бить и ловить мяч.
Ребенок умеет забивать гвозди.
Ребенок самостоятельно одевается и обувается.
Ребенок самостоятельно ходит в туалет.
Ребенок рисует карандашами и красками.
Ребенок умеет вырезать ножницами.
Ребенок умеет нанизывать бусины на нитку.
Ребенок умеет прыгать на месте и запрыгивать на ступеньку или невысокую скамейку.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него мелкую моторику. Это могут быть мелки, фломастеры, ножницы, паззлы, кубики, бусы, пластилин и т. д.
Обеспечьте ребенка предметами, которые будут развивать у него крупные мышцы. это могут быть мячи, трехколесный велосипед, скакалка и т. д.
Ограничьте ребенку время просмотра телевизора. Ребенок должен научиться получать удовольствие от физической активности.
Создайте дома обстанновку, которая будет мотивировать его к физической активности.
Планируйте прогулки всей семьей в местном парке.
Мышление и обучение
У ребенка развивается любопытство.
Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи.
Ребенок распознает буквы и цифры.
Ребенок понимает сходства и различия.
У ребенка появляется понятие времени.
Ребенок распознает цвета, формы и текстуры.
У ребенка проявляется ведущая рука: правая или левая.
У ребенка развивается память.
Ребенок начинает развивать практические навыки.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
Задавайте ребенку открытые вопросы («Как ты понял, что нужно соединить эти детали паззла?»).
Дайте ребенку возможность экспериментировать. Например, смешивайте с ним краски разных цветов. Опускайте в банку с водой различные предметы (камешек, перо, пробку и т. д.) и предложите угадать, что из предметов утонет, а что останется на поверхности.
Повесьте в спальне ребенка часы. Составьте распорядок дня ребенка и повесьте его в видном месте (например, на холодильник).
Используя обрезки ткани разной текстуры и цветов, сшейте для ребенка одеяло.
Сделайте для ребенка карточки для запоминания слов. На карточках должны быть изображения животных, предметов и т. д.
Поощряйте ребенка рассказывать о событиях из прошлого. Например, говорите ему: «Расскажи мне о сегодняшнем дне. Чем ты занимался? С кем ты играл?»
Выражение чувств
Ребенок становится ласковым.
У ребенка развивается чувство юмора.
Ребенок легко вдохновляется и разочаровывается.
Ребенок может демонстрировать сильные чувства страха, радости, гнева, любви.
Ребенок может требовать к себе внимания с помощью своего поведения.
Как родители могут помочь в развитии ребенка
Помогите ребенку определять и выражать свои эмоции в устной форме, например: «Ты выглядишь так, как будто тебе грустно. У тебя что-то случилось в школе?»
Поощряйте ребенка рассказывать о своих чувствах, признайте, что это поможет вам сблизиться с ним.
Внимательно наблюдайте за ребенком, слушайте его и реагируйте на его эмоции.
Купите ребенку мягкие игрушки или куклы, чтобы он мог выражать эмоции в играх на воображение (например, утешить плачущую куклу, помирить поссорившихся плюшевых медведей и т. д.).
Осознание себя и других людей
Ребенок проявляет самостоятельность и играет в игры на воображение.
Ребенок может контролировать себя.
Ребенок делится игрушками со сверстниками и соблюдает очередь в играх.
Ребенок заводит друзей.
Ребенок проявляет уважение к чужим вещам.
Ребенок запоминает свое имя, фамилию, адрес, номер телефона, возраст и пол.