У 10-летнего мальчика часто случались вспышки гнева в школе. Он затевал драки, если одноклассники говорили ему что-то неприятное. Когда учитель пытался их разнять, мальчик разбрасывал бумаги и книги, а затем выбегал в коридор. После случившегося мальчика отводили в кабинет психолога, где все старались его успокоить, а он пытался оттолкнуть учителя и убежать из кабинета.
Со стороны могло показаться, что мальчик страдает от серьезного психического расстройства. Такие приступы гнева случались у него не впервые. Учителя настаивали на том, чтобы родители забирали его на обед, поскольку ему запретили ходить в школьную столовую из-за плохого поведения.
Скрытая тревога
Что же происходило на самом деле? У ребенка оказался очень высокий уровень социальной тревожности. Он не мог выносить никакой критики – даже высказанной в конструктивной и мягкой форме. Это вызывало у него смущение и сбивало с толку, и когда одноклассники говорили ему что-то, причиняющее даже малейший дискомфорт, он просто не мог совладать с эмоциями и действовал по принципу «дерись или убегай». Ребенок с агрессивным поведением на самом деле может испытывать сильное волнение, с которым не может справиться самостоятельно.
Эта история показывает, что агрессивное поведение ребенка часто вызвано неосознанной тревогой. В силу своего возраста ребенок не умеет справляться с тревожностью или не понимает, что именно он чувствует. У младших детей тревога обычно вызывает скованное поведение, но может проявляться вспышками гнева и агрессивным поведением.
Симптомы тревоги
Существует множество способов проявления тревоги, поскольку в её основе лежит физиологическая реакция на внешнюю угрозу. Эта реакция максимально мобилизует ресурсы организма, чтобы человек мог бороться с источником угрозы или убежать от него. Поэтому некоторые дети в таких случаях пытаются избежать источника страха, а другие – преодолеть некомфортную ситуацию. Неуправляемые эмоции ребенка родители могут принимать за гнев или непослушание.
Тревога скрывается за множеством симптомов. Она похожа на некоторые эмоциональные и поведенческие реакции. Дети, не умеющие выражать свои чувства, проявляют тревогу с помощью неуправляемого поведения. В основном у детей проявляются такие симптомы тревоги, как нарушения сна, избегание определенных занятий или нарочито сдержанное поведение. Такие симптомы легко распознать. Однако тревога может быть и скрытой.
Когда у ребенка случаются приступы гнева или проявляется агрессивное поведение в школе, а в магазине у него может случиться истерика, трудно сразу определить причину такого поведения. Однако, если проконсультироваться с психологом, оказывается, что ребенок страдает от сильной тревоги.
Проблемы в школе
Дети, испытывающие сильную тревогу, проявляют агрессивное поведение в школе из-за того, что не могут справиться со школьными требованиями и ограничениями. Такое поведение возникает без видимой причины, и это сбивает с толку учителей.
Психологи считают, что детям с чувством тревоги, которая выражается через агрессивное поведение, трудно учиться в школе. Ведь их агрессия направлена в первую очередь на учителей – людей, способных помочь им почувствовать себя в безопасности. И когда таких детей выгоняют из класса за плохое поведение, они много времени предоставлены сами себе вместо того, чтобы научиться справляться с тревогой в классе.
Агрессивное поведение ребенка в школе часто связано с эмоциональными травмами, которые он получает дома. Если дома ребенок не чувствует себя в безопасности, в школе он склонен проявлять агрессивное поведение. Особенно ярко это проявляется у детей с синдромом дефицита внимания. Они гиперактивны и конфликтны, им сложно усидеть на месте и придерживаться школьной дисциплины.
Как учитель может помочь ребенку справиться с тревогой
Учителю важно разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка, а не делать поспешные выводы о том, что ребенок пытается таким образом унизить учителя. Когда учитель устанавливает доверительные взаимоотношения с ребенком, он понимает, как чувствует себя ученик и что провоцирует его агрессивность, и помогает справиться с тревогой.
При этом эффективными могут оказаться многие методы – от дыхательных упражнений до бесед с целью отвлечь ребенка от тревожных переживаний. Учитель может также обратить внимание школьного психолога на симптомы у его ученика. Объединив усилия, можно будет добиться снижения уровня тревоги у ребенка.
Тревога и синдром дефицита внимания
Тревога имеет схожие симптомы с синдромом дефицита внимания, поэтому их часто путают. Невнимательность ребенка, постоянное нарушение школьного распорядка и дисциплины в классе, конфликты с одноклассниками – такие симптомы часто принимают за признаки синдрома дефицита внимания, хотя на самом деле они могут свидетельствовать о тревоге. Существуют и отличительные признаки у этих двух видов расстройства. Так, дети с синдромом дефицита внимания задают много вопросов, в то время как дети, испытывающие тревогу, этого не делают. Это происходит не потому, что они не слушают учителя, а потому, что чувствуют себя в классе недостаточно уверенно.
Как определить у ребенка тревожность
Тревожность у ребенка выглядит как агрессивное поведение или сосуществует с ним. Дети имеют довольно сложную психику, поэтому им требуется качественная и всесторонняя диагностика.
Качественная диагностика предполагает сбор данных из многих источников, а не только опрос родителей. Психологу следует поговорить с учителями и другими людьми, связанными с жизнью ребенка, потому что в некоторых случаях ребенок ведет себя дома и в школе абсолютно по-разному. Также следует принимать во внимание все проявления его поведения, а не только наиболее очевидные.
Учителям не следует обвинять ребенка в плохом поведении или успеваемости, не разобравшись в их причинах. Слыша такие оценочные суждения ежедневно, ребенок примет это для себя как очевидный факт и ему станет еще труднее справляться с тревогой.