Личные границы – это то сокровенное, что есть у каждого из нас, та грань, которая определяет, кем мы являемся, подсказывает, чего хотим, чего – нет, что доставляет удовольствие, а что – нет. Личные границы – это тот внутренний предел, который позволяет вычленить и идентифицировать собственное «Я» как отдельное от других людей.
В ситуациях, когда кто-то посягает на наше личное время, свободу передвижения, пространство — он переходит грань допустимого для нашего «Я». Естественная реакция человека – дискомфорт и фрустрация, которые могут проявляться в агрессии и чувстве несправедливости, либо, наоборот, пассивности и молчании.
В раннем детстве границы только ощущаются, и задача родителей – помочь ребенку выработать и развить внутреннюю свободу и уважение к себе и близким, используя личный пример. Это непросто, но результат не заставит себя ждать, если всегда иметь в виду, что:
1. Ребенок и родитель не являются единым целым организмом, важен факт естественной и своевременной сепарации.
Представление ребенка о личных границах начинает формироваться в раннем детстве. Первые месяцы жизни кроха является полностью зависимым от матери. Приблизительно первые полгода мама и младенец психологически неразделимы, но затем ребёнок начинает ощущать пространство вокруг себя. Он рассматривает себя, как настоящий исследователь: изучает ручки и ножки, пальчики. Обнаруживает, что вокруг него есть пространство и предметы: комната, кроватка. Любое ощущение дискомфорта – чувство голода, холода, боль – усиливают ощущение самого себя и психологическую сепарацию от матери.
Важный этап, формирующий представление о пространстве – ограничение детской зоны в целях безопасности ребенка: манежи, средства защиты на мебель и электроприборы, запреты делать то, что может навредить жизни и здоровью. Малыш начинает понимать, что не всё можно, бывают предметы и места, которые являются для него запретными. С этого момента и начинается формирование границ.
2. Разделение игрушек на «мои» и «чужие»
Следующий момент — взаимодействие с другими детьми на площадке или в детском саду. Там ребенок узнает, что есть игрушки «мои», а есть те, которые нельзя брать, потому что они «чужие». В два – три года у малыша формируется представление о пространстве, в котором есть своё, чем можно не делиться с остальными, например, любимые игрушки.
Воспитывая в ребенке чувство щедрости, не принуждайте делиться всем подряд, дайте право решить, какими вещами может пользоваться только он, а какими можно делиться.
Даже взрослым бывает сложно поделиться собственной вещью, а для ребенка игрушки – это его мир, имущество, сокровища, и он вправе распоряжаться им, как хочет. Исходя из этого, следующая рекомендация – не брать на площадку или в садик любимые игрушки, то есть те, которыми поделиться будет сложно или неприятно.
3. Уважение к ребенку, как к личности
Границы формирует и уважение со стороны родителя к желаниям маленького ребенка: нежелание делиться любимой игрушкой с братьями или сестрами, сидеть на коленях у взрослых, испытывать чувство грусти или злости, или праве побыть одному. Это не потворство малейшим желаниям и капризам, а именно уважение к личности. Если родитель сознаёт это, то можно говорить о зачатках личных границ, их принятии и уважении.
4. Уважение может быть только взаимным
Понятие о личных границах возникает у ребенка естественным путем, а уважение к личным границам других людей — в процессе воспитания его личности. Привить ребенку уважение к чужой территории можно только собственным примером и взаимным уважением, для чего необходимо иметь четкое представление о собственных границах. Прививая ребенку уважение к личному пространству других людей, родителю необходимо:
Соблюдать самому и объяснять ребенку правило «нет» — отвечая «нет» на просьбы, выходящие за пределы допустимых границ;
Уважать личное пространство ребенка, так же как и свое: стучитесь, заходя к нему в комнату, спрашивайте разрешения пользоваться его личными вещами;
Оставляйте право на принятие допустимых для возраста ребенка решений: будь то выбор одежды или выбор профессии;
Формируйте у ребенка четкое представление о его самоценности, о том, что испытывать разные чувства, как положительные, так и отрицательные позволительно, иметь свои желания, потребности и ограничения – естественно, а соблюдать с другими людьми допустимую для внутреннего «Я» дистанцию, как физическую, так и психологическую – необходимо.