«Мой ребёнок совершенно не хочет учиться!» – с этой проблемой сталкивается едва ли не каждый родитель. В чём же причина? Как заинтересовать ребёнка учёбой? Как объяснить ему, насколько это важно? Единого рецепта не существует – каждая ситуация требует уникального подхода. Но некоторые общие черты выделить можно.
В общем можно выделить три главных мотиватора – причины, побуждающие нас делать что-либо:
1) Удовольствие от процесса
2) Ожидание награды в будущем
3) Опасение каких-либо негативных последствий от безделья
Мотивация к обучению
Эти принципы, как мы можем заметить, прекрасно работают и на взрослых. Мы готовы заниматься скучной работой за высокую оплату – нас мотивирует ожидание награды. Мы можем ремонтировать протекшую трубу, понимая, что если не сделаем этого, то дом затопит – нас мотивирует опасение неприятностей в будущем. А для встреч с добрыми друзьями или для путешествий нам не требуется никакой причины – это дела приятны сами по себе, мы мотивированы удовольствием от процесса. Также дополнительная мотивация не слишком важна нам, если мы действительно любим свою работу.
Те же мотиваторы управляют и любовью или нелюбовью детей к учёбе.
Школьная система оценок, устных поощрений или порицаний со стороны учителей, в основном использует мотиваторы награды и наказания (пресловутый «метод кнута и пряника»). Но, как мы наблюдаем, эта система – поощрения и наказания – которая так хорошо действует на взрослых, очень плохо работает в школе. Почему?
Главная причина очень проста: оценки, как правило, мало влияют на жизнь учеников. Куда меньше, чем должности, оклад, премии и штрафы! Допустим, Петя получил «5» по математике, а Вера получила «3». Как это повлияет на них? Возможно, Петю похвалят, а Веру поругают. Возможно, Пете даже дадут какие-то небольшие карманные деньги. В большинстве случаев этого совершенно недостаточно. Сравните, например, с перспективой повышения, которое позволит купить машину за полгода, или с перспективой увольнения с записью в трудовую книжку – разница огромная! Потому-то система школьных поощрений и наказаний не может мотивировать учеников сама по себе.
Совсем иначе обстоит дело с первым из мотиваторов – с удовольствием от процесса. Если Петя любит играть на компьютере, то ему не нужно больше никаких причин и поводов: он будет играть, сколько сможет. Если Вера любит гулять с друзьями, ей не нужно будет ни страха порицания, ни поощрения в виде денег или подарков – она просто будет гулять с ними часами напролёт.
Есть дети, которые любят учиться. Любознательность – одна из черт нашей природы; у кого-то она развита сильнее, у кого-то слабее. Есть и любовь к занятию конкретным делом, хобби: одни любят читать, другие любят животных, кто-то обожает играть в футбол – интересов, как и видов деятельности, великое множество. И те или иные интересы есть у каждого – у каждого взрослого, у каждого ребёнка. Просто есть те, кто ещё не нашёл «своё» дело – то, занятие которое действительно может доставлять удовольствие.
Найти любимое дело можно разными способами. Безусловно, лучший из них – это практика. Надо просто не бояться пробовать себя в разных сферах. Да, вам не понравился волейбол или теннис, но это не значит, что спорт в принципе не подходит вам – возможно, вы найдёте себя в гольфе или в фехтовании. Вам не интересен школьный курс физики – это ещё не значит, что курс лекций, например, Фейнмана не сможет пробудить в вас страсть к этой науке. Но путь практики, при всех его достоинствах, имеет один важный минус: он слишком долог. Испробовать лично каждый вид деятельности, который был открыт человечеством – невыполнимая задача.
Второй способ – обмен опытом, общение с людьми, реально занимавшимися теми или иными делами. Этот способ тоже очень хорош, но имеет очень существенный недостаток: все люди разные. Для одного работа в прямых продажах – ужас и пытка, которые еле-еле компенсируются зарплатой, зато проектирование сооружений – приятное и лёгкое занятие; для другого анализ рынка будет невыносимо трудным и скучным занятием, а вот работа по обучению окажется лёгкой и приятной. Обмен опытом – это всегда обмен личным опытом, переданный через призму личности данного человека.
Наконец, для определения сферы своих интересов и поиска дела, занятие которым действительно будет доставлять удовольствие, можно обратиться к услугам профессионалов, работающих в сфере профориентации. Да, полученные в результате профориентации рекомендации не заменят личного опыта деятельности. Но тестирование на профориентацию поможет не растрачивать силы и время впустую. Вместо того, чтобы пробовать себя во всём многообразии сфер учёбы и деятельности, вы сможете сосредоточиться на нескольких действительно подходящих вам.
В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что все люди разные. Мы отличаемся по своим интересам, способностям, по своим личностным особенностям. Но каждый из нас может найти себе дело, которое не только позволит поддерживать достойный уровень жизни, но и будет выполняться легко и с удовольствием. Определить действительно «своё» дело можно только на основании личного опыта, но для сокращения времени поиска имеет большой смысл воспользоваться услугами профориентации.