Такое положение дел, к сожалению, знакомо многим современным родителям.
Мы попросили прокомментировать статью в частности и ситуацию в целом специалистов ЦТР «Гуманитарные технологии».
Екатерина Финкельштейн
Екатерина Финкельштейн
Директор отдела
развивающих программ,
психолог, автор и ведущая
профориентационных курсов
— Из вашего опыта общения с ними — это, действительно, так?
По моему опыту научной работы, к выводам об особенностях целого поколения, сделанных на частных примерах и нескольких интервью, стоит относиться аккуратно. Подросткам в разные эпохи свойственно переживание кризиса самоопределения, поиска жизненных смыслов и ценностей, что может выражаться и в некоторой замкнутости и в депрессивных проявлениях, нигилизме и т.п. Я встречаюсь на работе и в жизни с разными подростками и молодыми людьми, кто-то из них подходит под описание «поколения сатори», кто-то кардинально отличается. Да, интернет расширяет возможности молодежи, но вот какие возможности используются и как — зависит уже от личных особенностей, интересов и предпочтений: кто-то создает свой бизнес уже в старших классах, постоянно занимается самообразованием, а кто-то уходит в online-игры на целые дни.
— Какие могут быть причины их ничего нехотения?
Причины «ничего нехотения» части подростков из века в век мало меняются:
1. Многие из них еще плохо знают себя и не понимают своих планов на будущее, отсюда непонятно почему стоит или не стоит что-то делать и как расставить приоритеты.
2. Для подростков свойственна уязвимая нестабильная самооценка — отсюда страх сделать что-то и оказаться неуспешным, неверие в себя и свой потенциал. Нужно много поддержки от близких и друзей для новых начинаний.
3. Чувство одиночества, фрустрации от отсутствия по-настоящему близких, своих людей, которые поймут.
— Что с этим делать?
Подросткам, конечно, важно включать в свою жизнь больше разнообразного опыта, который поможет лучше понять и найти себя. В социальном плане очень помогают психологические тренинги, например, потому что каждая группа — это социальное зеркало, в котором человек видит реального себя. Очень важно, чтобы был кто-то, с кем можно поделиться даже самым трудным и сложным, не держать это в себе. Ну и помнить, что они на самом старте, они могут сейчас выбирать из множества дорог, пробовать себя на самых путях самореализации.
Родителям нужно учиться понимать внутренний мир современных подростков, который пронизан интернет-символикой различных субкультур. Чтобы вдохновить подростка на изменения, сначала нужно установить с ним настоящий, глубокий контакт, понять и принять его, тогда он станет открыт и сможет услышать.
— А нужно ли что-то с этим делать?
Я думаю, намного ценнее, чем пытаться спасти некое вымышленное поколение, постараться помочь конкретному человеку. Если кто-то из ваших близких целыми днями проводит за компьютером в какой-то непродуктивной деятельности, не имеет общения и интересов в реальном мире, возможно, это проявление скрытой депрессии или другого отклонения, точно стоит вмешаться. Если ваши усилия установить контакт и вывести из такого состояния не привели к изменениям в лучшую сторону, можно привлечь дополнительную поддержку в виде родственников, друзей или обратиться к специалистам — психологу и, возможно, психиатру.
Если же речь идет о подростке, который на данный момент не амбициозен, как говорят родители, «ничего не хочет» — это повод для профориентации, мотивационных тренингов, индивидуальной консультации у психолога. По личному опыту могу сказать, что когда родители говорят «ничего не хочет», они нередко имеют в виду, что ребенок не хочет того, чего хотят они. И тут нужно разобраться и помочь ребенку и родителям услышать и понять друг друга.
Юлия Тамбовцева
Юлия Тамбовцева
Основатель филиала
в Санкт-Петербурге,
профконсультант
В целом мне сложно выразить свое мнение по данному вопросу. Вообще, когда меня спрашивают про статистику — это вызывает ступор и внутреннее сопротивление, потому что я не работаю с массой и не оцениваю тенденции. 25-26 летние молодые люди не часто обращаются, и в их обращениях скорее важна личная история, а она очень разная.
Если говорить о каких-то очень примерных общих штрихах, то это личная неустроенность, связанная с неверно принятым решением о выборе профессии. Как правило, большое влияние в этом оказывают родители. Они выбирают, исходя из вероятностной перспективности и, увы, ошибаются. С теми, кто приходит, уже через несколько минут общения становится ясно, в чем ошибка. Таким людям важно показать через результат теста и через консультацию, что то, чем они занимаются как хобби — и является их ориентиром. Им важно разрешить задышать своей жизнью, и энергия на действия у них появляется.
Донесут ли они этот огонь до реализации — вот в чем вопрос.
Анна Клинкова
Анна Клинкова
Психолог-профконсультант Центра,
тренер программ в профориентационном лагере «Профессионалы будущего»
Давайте по порядку. Я думаю, будет не очень справедливо говорить о том, что вся молодежь повально не имеет никаких стремлений, а именно этот неутешительный вывод напрашивается из заголовка статьи. Скорее, я заметила, что это довольно распространенный случай, когда родителей интересует, как часто то, что характерно для их ребенка, встречается среди его сверстников. Чаще всего речь идет не о какой-то конкретной особенности или явлении, а о чем-то, что по какой-то причине вызывает у конкретных родителей некую обеспокоенность.
Вот и читая саму статью, я к своему облегчению обнаружила, что, здесь, скорее, говорится о расхождении жизненных ценностей родителей и их детей, что само по себе абсолютно не ново, я бы даже сказала – вполне естественно. Да, это могут быть какие-то абсолютно новые явления, доселе не встречающиеся. К примеру, когда родители современных подростков учились в школе, то интернет только начинал входить в обиход, а многие в то время о нем и не слышали. Чтобы говорить о том, насколько массово и радикально данное поколение отличается от всех предыдущих, необходимо проводить столь же масштабное и глубокое исследование.
Лично мне не кажется вопиющим тот факт, что кто-то предпочитает вместо персонального авто пользоваться альтернативными видами транспорта или вместо шумной вечеринки любит проводить время дома в уединении.
Очень часто родителей беспокоит, что их дети просто слишком не похожи на них, скажем, по темпераменту. На консультациях они задают мне вопрос: «Можно ли на это как-то повлиять?». Например, подросток склонен к интроверсии и не очень социально активен, что сильно тревожит его родителей. Если речь действительно идет о его личностном складе, то есть, о чем-то мало изменяемом, то намного конструктивнее опереться на его индивидуальные особенности при выборе дальнейшей профессиональной деятельности, нежели пытаться его переделать, тем более, что каждое качество находит ценное применение в своей области.
И, конечно же, жизненные ценности у детей и их родителей могут серьезно отличаться, а от этого, безусловно, будет зависеть и их образ жизни, и профессиональное самоопределение. Я думаю, что и на нашем веку хватит и политиков, и художников, и врачей, и священнослужителей. И необязательно потомственных. У каждого – свой путь.
Другое дело, когда человек по какой-то причине очень пассивно и безучастно относится к своей жизни, к выбору своего дальнейшего пути. Действительно, складывается впечатление, что он ничего не хочет. С одной стороны, не стоит забывать, что это может быть лишь вашим субъективным впечатлением. Однако иногда речь и вправду может идти о депрессии, поэтому внимание близких может оказаться очень ценным и поможет вовремя обратиться к специалистам, чтобы получить профессиональную помощь.
Я занимаюсь профориентацией и тоже сталкиваюсь с подростками, у которых может быть снижена мотивация к учебе или нет желания задумываться о своем будущем.
Могу сказать, что в подобных ситуациях все очень индивидуально. По своему профессиональному опыту скажу, что чаще всего это бывает связано с тем, что родитель и ребенок не могут договориться, или у них не выстроены доверительные отношения. Иногда бывает достаточно разобраться в том, что происходит с ребенком в школе, потому что именно то, что происходит там, может демотивировать его, вызывать тревогу и апатию, подрывать веру в собственные силы. Большая нагрузка и невозможность выстроить приоритеты тоже не добавляют вдохновения.
Очень часты случаи, когда родители уже выбрали своим детям будущее в виде профессии, хотя у детей совсем другие желания, но они, увы, не услышаны. И тут все зависит от личности ребенка: кто-то уйдет в глухую оборону (то есть, как раз и будет демонстрировать пассивность), а кто-то будет активно сопротивляться и конфликтовать. Также очень важен эмоциональный пример самих родителей: счастливы ли они, реализуются ли они в профессии. Если они работают только ради зарплаты, то ребенок, видя это, может не хотеть брать такой пример, а позитивной альтернативы перед глазами у него просто нет. Вот он и не знает, как быть. А ведь действительно очень важно найти дело по душе, чтобы оно приносило удовольствие, а не только деньги, а уж сколько их должно быть и на что их тратить, каждый вправе решать сам.
И для этого очень хороши любые способы, расширяющие рамки представления о себе и об окружающем мире, о мире возможностей собственной реализации. Это очень увлекательный творческий процесс, не стоит себе в нем отказывать в любом возрасте: кружки, секции, мастер-классы, профессиональные пробы, тренинги, онлайн-лектории, вебинары, тесты – это может быть все, что угодно. Нередко бывает и так, что во время консультации с детьми и их родители тоже заражаются процессом самопознания и самоопределения, задумываются о том, не расширить ли им свои профессиональные горизонты. Мы растем и меняемся всю свою жизнь, и нет смысла ограничивать себя в этом.
Пожалуй, главное – помнить об этом!